Меню Рубрики

Газеты и журналы железных дорог. Редакционно-издательская деятельность

Задачи и вызовы цифровизации управления подвижным составом

Цифровая трансформация находится сегодня в фокусе пристального внимания руководства ОАО «РЖД». Проект «Цифровая железная дорога» является одним из перспективных направлений цифровизации экономики России. Его суть заключается в том, чтобы сделать услуги железнодорожного транспорта наиболее качественными и безопасными. Это означает максимально комфортный доступ на инфраструктуру железных дорог через новые цифровые платформы как для пассажиров, так и для грузоотправителей. Где-то эти услуги уже внедрены, где-то только начинают действовать. (Доступно в pdf версии)

Новые вагоны для пассажира будущего

АО «С каждым годом конкуренция за пассажира между видами транспорта становится все острее и острее. Это стимулирует перевозчиков быть в тонусе, адаптироваться под клиента, улучшать качество сервиса, повышать комфортабельность транспортных средств. Основной железнодорожный перевозчик России в дальнем следовании - АО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК) - ставит своей целью быть к 2030 году лидером пассажирской мобильности в стране. Ключевую роль в ее достижении будут играть пассажирские вагоны, создаваемые многолетнем партнером компании, - АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ). (Доступно в pdf версии)

10 лет эксплуатации электропоездов «Сапсан»: история и результаты

В этом году исполняется 10 лет с момента запуска пассажирского сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом на электропоездах «Сапсан». С 2009-го года поездами, разработанными компанией Siemens и адаптированными с активным участием российских инженеров, перевезено в России более 37,8 млн пассажиров, и ОАО «РЖД» ожидает дальнейшего роста спроса. (Доступно в pdf версии)

В.А. Гапанович, В.О. Певзнер, В.В. Кочергин, И.Н. Максимов

О необходимости актуализации нормативов оценки геометрии рельсовой колеи

Основные нормативы оценки геометрии рельсовой колеи были сформированы в первой половине ХХ века и частично откорректированы в 80-90-х годах. При этом даже в конце периода скорости движения основной массы пассажирских поездов не превышали 100-120 км/час, веса поездов при паровозной тяге составляли 1,5-2 тыс. т, а основным типом вагонов до 1957 года являлись двухосные. Современные условия эксплуатации требуют расширения диапазона длин измеряемых неровностей: от сантиметровых до 70-80 м, а также дифференциации нормативов в зависимости от условий эксплуатации. (Доступно в печатной версии)

С.А. Белов, Д.Д. Белоглазова

Перспективы обновления путевой техники

Утвержденная в этом году Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года постепенно дополняется документами, определяющими конкретные шаги по достижению ее результатов. Одним из таковых является план обновления путевой техники, который должен в том числе обеспечить качественную модернизацию парка эксплуатируемых машин, направленную на повышение производительности и эффективности путевых работ. В этих условиях российский рынок продолжает представлять значительный интерес для иностранных производителей, однако перспективы спроса дают возможности для развития отечественной технологической базы в сфере путевой техники. (Доступно в печатной версии)

М.Р. Нигматулин

Промышленность России: итоги III квартала 2019 года

Ключевая тенденция, определяющая ситуацию в российской промышленности по итогам III квартала 2019 года, - замедление роста производства при стабилизации падения спроса. Это свидетельствует о поиске баланса спроса и предложения в экономике. Основным драйвером роста промышленного производства традиционно выступает добывающий сектор экономики, но из-за ряда внешних факторов динамика добычи в отраслях ТЭК значительно замедлилась. (Доступно в печатной версии)

Д.В. Илатовский

Оценка текущих и перспективных возможностей выполнения требований ТР ТС к промышленным локомотивам

Парк локомотивов промышленных предприятий играет огромную роль в реализации экономического потенциала России и стабильности работы национальной железнодорожной системы: именно он обеспечивает первичную погрузку и выгрузку на железной дороге. Анализ консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC), проведенный по заказу АО «СУЭК», показал, что текущие условия действия требований ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава» не учитывают как роль и состояние промышленного парка, так и наличие производственных и ремонтных мощностей в российском железнодорожном машиностроении. Это наглядно показывает необходимость исключения из-под действия ТР ТС локомотивов, не выходящих на пути общего пользования, так как сохранение существующей редакции техрегламента несет значительные риски для экономики. (Доступно в печатной версии)

Статистика железнодорожного машиностроения - III квартал 2019

Представлены основные показатели железнодорожного транспорта, макроэкономические показатели, индексы цен в промышленности, а также средние цены на приобретение энергоресурсов и продуктов нефтепереработки. В железнодорожном машиностроении - объемы производства локомотивов, вагонов и городского рельсового транспорта с разбивкой по производителям. (Доступно в печатной версии)

И.Л. Селезнев, А.В. Шафрыгин, А.Е. Чекмарев, В.А. Хохряков, И.В. Ванин

Концепт двухосного маневрового гибридного локомотива

К выходу на рынок железнодорожного транспорта готовится новый гибридный локомотив с широким набором цифровых решений. Это машина поколения «Индустрии 4.0», отличающаяся от своих аналогов наличием модульной конструкции, интеллектуальной системы управления силовой установкой, компьютерного зрения, функции предиктивной аналитики. Разработанный совместно Ctrl2GO и АО «Трансмашхолдинг» концепт предназначен для маневровых и хозяйственных работ на предприятиях различных отраслей, а благодаря высокой экологичности может использоваться в закрытых помещениях в течение нескольких часов в зависимости от нагрузки. (Доступно в печатной версии)

В.В. Милютин, А.С. Николаев

Комплекс УПУ-4: особенности разработки

В настоящее время крупные компании активно развивают малолюдные и беспилотные проекты, основной целью которых является повышение эффективности и производительности благодаря применению современных технологий с обеспечением гарантированного уровня безопасности. Безусловно, этому способствуют утвержденные Правительством РФ программа цифровизации экономики и долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года. Поставщики предприятий железнодорожного машиностроения в рамках таких системообразующих инициатив также предлагают решения, которые базируются на значительном внедрении цифровых технологий. Одним из таковых является очередная модификация унифицированного пульта управления (УПУ), представленного отрасли в 2019 году. (Доступно в печатной версии)

С.В. Соловьев

Технические решения в новой линейке низкопольных трамваев УВЗ

Тренды городской безбарьерной среды оказывают значительное влияние на развитие конструкции трамваев. Внедрение соответствующих современным требованиям низкопольных моделей данной техники началось в России в 2014 году преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. В то же время потенциал спроса на новые трамваи в других городах остается чрезвычайно высоким. АО «Уралтрансмаш» (входит в АО «НПК «УВЗ») ведет соответствующие разработки с 2013 года, а в последние годы представил линейку новых моделей - односекционный 71-415 и трехсекционный 71-418. (Доступно в печатной версии)

С.В. Акулинин

Щебнеочистительная машина ЩОМ-2000: особенности технологии

В настоящее время к техническому состоянию железнодорожного полотна предъявляются более высокие требования, а именно к его устойчивости. Это предусматривает выполнение большого и качественного объема работ по обслуживанию верхнего строения пути, в особенности балластной призмы. С целью удовлетворения существующих и перспективных потребностей в ремонте железнодорожного пути на заводе АО «Тулажелдормаш» (входит в состав Группы ПТК) разработан универсальный комплекс для скоростной очистки балласта и реконструкции балластной призмы с созданием защитного подбалластного слоя - щебнеочистительная самоходная машина ЩОМ-2000. (Доступно в печатной версии)

А.М. Пешков, Н.А. Битюцкий, М.Н. Сувернев

Оптимизация эксплуатационного парка вагонов-цистерн

В последние годы производство нефти и нефтепродуктов продолжает находиться на достаточно высоком уровне. Вместе с тем на железнодорожном транспорте РФ в 2016-2018 годах существенно сократился объем погрузки данных грузов в связи с развитием инфраструктуры магистральных трубопроводов. Перераспределение грузовых потоков привело к возникновению профицита нефтебензиновых вагонов-цистерн у ряда компаний. Одновременно с этим на железной дороге России наблюдается потребность в специализированных вагонах, предназначенных для транспортировки химических грузов. Это обстоятельство обусловлено их постоянно растущей номенклатурой, перевозимой железнодорожным транспортом, и запретом эксплуатации с 1 января 2016 года большинства моделей вагонов-цистерн с продлением срока службы. Для сохранения баланса грузооборота и сокращения простоя вагонов транспортными компаниями проводятся работы по оптимизации состава парка, находящегося в эксплуатации. (Доступно в печтаной версии)

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - это крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций. На платформе eLIBRARY.RU доступны электронные версии более 2200 российских научно-технических журналов, в том числе более 1100 журналов в открытом доступе.

Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ)

Основана в 1958 году. Библиотека находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.

ГПНТБ России имеет статус научно-исследовательского учреждения, является центральным органом НТИ, государственным депозитарием отечественной и зарубежной научно-технической литературы, автоматизированным информационным центром, координационным центром по методологии комплектования, МБА, книгообмену среди научно-технических библиотек страны, головной организацией по ведению и развитию автоматизированной системы Сводного каталога России и стран СНГ по научно-технической литературе. На сайте имеется свободный доступ к электронному каталогу научно-технической литературы с поиском по ключевым словам.

Центр научно-технической информации и библиотек - филиал ОАО "Российские железные дороги" (ЦНТИБ)

Основан в 1963 году.

Основные задачи: обеспечение информационно–аналитического, справочно-библиографического и библиотечного обслуживания сотрудников ОАО РЖД; освещение деятельности ОАО РЖД, путей решения актуальных научно-технических, экономических, производственных и социальных проблем отрасли, обобщение передового отечественного и зарубежного опыта работы железнодорожного транспорта, результатов научных исследований и разработок, создание и распространение информационной продукции.

ЦНТИБ ведёт издательскую и полиграфическую деятельность, издает журналы «Железнодорожный транспорт», «Железные дороги мира», «Локомотив», «Вагоны и вагонное хозяйство», «Автоматика, связь, информатика», «Путь и путевое хозяйство».

Железнодорожные журналы

Вестник ВНИИЖТ

Издается с 1942 года. Первоначальное название «Техника железных дорог» (до 1956 г.). С 2011 года выходит также журнал на английском языке - "VNIIZhT Bulletin".

Научно-технический журнал ОАО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ВНИИЖТ). Журнал выходит 6 раз в год. Включен в перечень ВАК. В интернет-версии доступны полные версии статей, аннотации и информационные материалы.

Локомотив

Издается с 1957 года (до 1994 года назывался «Электрическая и тепловозная тяга»).

Ежемесячный массовый производственный журнал. Учредитель: ОАО РЖД. Предназначен для технического обучения кадров массовых профессий железнодорожников - в локомотивном хозяйстве, хозяйстве электроснабжения и на локомотиворемонтных заводах: машинистов, их помощников, слесарей, электромонтеров, электромехаников, мастеров, бригадиров, инженерно-технических работников. Постоянного адреса в Интернете не имеет.

Железные дороги мира

Издается с 1961 г. (до 1971 г. журнал назывался «Ежемесячный бюллетень Международной ассоциации железнодорожных конгрессов»). Ежемесячный научно-технический журнал. Учредитель: ОАО РЖД. В интернет-версии доступны полные версии статей, аннотации и информационные материалы.

Железнодорожный транспорт

Издается с 1826 г. Ежемесячный научно-теоретический технико-экономический журнал. Учредитель: ОАО РЖД. Включен в перечень ВАК. В интернет-версии доступны полные версии наиболее важных статей, аннотации и информационные материалы.

Транспорт Российской Федерации

Издается с 2005 г. Учредители: Петербургский государственный университет путей сообщения, ООО Т-Пресса, Российская академия транспорта.

Журнал о науке, экономике, практике. Включен в перечень ВАК. Журнал выходит 6 раз в год, регулярно выходят приложения "Наука и Транспорт". В интернет-версии доступны краткие версии статей, аннотации, информационные материалы, блог.

Техника железных дорог

Издается с 2008 г. Издатель: АНО Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) при поддержке Некоммерческого партнерства "Объединение производителей железнодорожной техники".

Журнал включен в перечень ВАК, выпускается 4 раза в год. Регулярно публикуется версия журнала на английском языке. В интернет-версии доступны полные версии статей, аннотации, информационные материалы.

Мир транспорта

Журнал выходит ежеквартально с 2003 года. Учредитель - Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ).

Журнал включен в перечень ВАК. Материалы журнала отражают развитие транспортных отраслей, теоретические разработки, фундаментальные и прикладные исследования в области транспорта, инновационные процессы, информационные и производственные технологии в России и за рубежом в области транспорта. В интернет-версии доступны некоторые номера журнала.

Вестник ВЭлНИИ

Выпускается с 1961 года. Издатель: ВЭлНИИ, г. Новочеркасск. Публикуются результаты научной деятельности института и ученых других организаций, работающих над решением проблем, связанных с созданием электроподвижного состава; описание новых конструкторских разработок; опыт эксплуатации электровозов и их узлов и решения, направленные на совершенствование схем и конструкции; улучшение эксплуатационных характеристик. Включен в перечень ВАК. На сайте представлены аннотации статей.

Транспорт

Издается с 2007 г. Издатель: Издательская группа Индустрия.

Ежемесячный информационно-аналитический журнал для профессионалов транспортной отрасли России. Публикации журнала отражают тенденции и проекты, под влиянием которых развивается транспортный и логистический бизнес в России и сопредельных государствах. Сфера интересов издания распространяется на все виды транспорта, задействованного в грузовых перевозках, при этом акцент в редакционной политике сделан на железнодорожных и водных перевозках. В интернет-версии доступны аннотации статей, информационные материалы.

Железнодорожное дело

Издается с 1991 года. Учредители: Центральный музей железнодорожного транспорта, Историко-культурный музейный центр «Ретро-экспресс», А. Мясников, Л. Москалев. Ежемесячный журнал для любителей железных дорог и железнодорожных моделистов. Ассоциированный член Европейской Федерации железнодорожных музеев и музейных железных дорог (FEDECRAIL).

Локотранс

Издается с 1993 года. Деятельность альманаха осуществляется в области популяризации и сохранения истории железнодорожного транспорта, предоставления информации для обеспечения деятельности историков, коллекционеpов, моделистов и пpоизводителей масштабных моделей-копий, являющихся важным составляющим элементом этого движения; содействия в пpоведении и pазвитии любительского pетpо-железнодоpожного туpизма; pеставpации памятников истории техники, установления и pазвития паpтнеpских связей с аналогичными оpганизациями и средствами массовой информации.

Метромост - транспортный журнал

Издается с 2011 г.

Электронное периодическое издание об общественном транспорте Москы, регионов России и зарубежья. Выходит раз в месяц 1го числа в 22:00 по Московскому времени, новости публикуются в течении месяца по мере поступления.

Железнодорожный журнал "Депо"

РЖД-партнер

Ежемесячный деловой журнал Российских железных дорог, интернет-версия на русском и английском языках содержит анннотации статей, новости и комментарии. Приложение "РЖД-Партнер Документы", ежеквартальные приложения "РЖД-Партнер Порт", "РЖД-Партнер Машины. Оборудование. Материалы", "РЖД-Партнер Контейнер" и региональные приложения.

Локомотив-информ

Издатель: Издательство Подвижной состав, г. Харьков, Украина. Международный информационный научно-технический журнал. Журнал публикует научные статьи и, кроме того, является официальным изданием, зарегистрированным Высшей аттестационной комиссией Украины (ВАК). Интернет-версия на русском и украинском языках содержит анннотации статей, новости и комментарии.

Электричка

Журнал для пассажиров пригородных электричек Центральной (Журнал «Электричка Центр») и Северо-Западной (Журнал «Электричка Северо-Запад») пригородных пассажирских компаний. Распространяется бесплатно. Журнал создан для осуществления связи между пассажирами и пригородными пассажирскими компаниями ОАО Российские железные дороги, а также для укрепления их положительного имиджа. Электронной интернет-версии журнала нет.

Железнодорожные газеты

Гудок

Ежедневная газета. Учредитель: ОАО РЖД.

Евразия вести

Учредитель: Издательский центр «Инновационные технологии». Газета выпускается при информационной поддержке Министерства Транспорта, ОАО «РЖД», Евразийского экономического сообщества, Международного Координационного Совета по Транссибирским перевозкам.

Октябрьская магистраль

Ежедневная газета Октябрьской железной дороги.

Стрела

Еженедельная газета для пассажиров Октябрьской железной дороги.

Инженер транспорта

Газета Московского университета путей сообщения.

Железнодорожник Белоруссии

Газета Белорусской железной дороги.

Магистраль

Всеукраинская транспортная газета.

Железнодорожное вещание

Корпоративное телевидение ОАО РЖД

Круглосуточный телеканал. Вещание осуществляется через спутник ABS-1, в интернете и кабельных сетях. Информационную политику канала осуществляет Пресс-служба ОАО РЖД.

В современном мире печатные издания также пользуются популярностью, как и раньше, железнодорожный транспорт только развивается, поэтому неотъемлемой частью его по-прежнему остаются журналы, газеты, книги, в которых работники железной дороги, а так же её пассажиры могут получить различную информацию.

На смену «журналу путей сообщений» приходят новые печатные издания, такие как журнал «скоростные магистрали», «железные дороги мира» и другие. "Скоростные магистрали" - полноцветный отраслевой информационно-аналитический журнал для работников железных дорог. Учредитель журнала - ООО "НПО "Магистраль". Тираж журнала - 5000 экземпляров.

Журнал издается раз в два месяца и бесплатно рассылается руководителям, главным инженерам эксплуатационных служб железных дорог, служб электрификации, монтажных организаций, электромонтажных поездов всех регионов России, а также распространяется на тематических выставках. База рассылки журнала регулярно корректируется и дополняется.

В издании публиковаться интервью с ведущими специалистами отрасли, статьи на актуальные темы, новинки рынка, мнения ученых, новости отрасли, законодательные проекты, обзоры отраслевых совещаний и конференций и т.д.

Другой журнал о железнодорожном транспорте, который выходит ежемесячно, называется "Железные дороги мира", основан он в 1961 г., является русским изданием журнала Международного союза железных дорог, который выпускается в Брюсселе (Бельгия) на английском, немецком и французском языках. Русское издание адаптировано к потребностям российских читателей, поэтому существенно отличается от иностранных изданий.

В журнале "Железные дороги мира" публикуются статьи о современных технологиях и технических средствах во всех областях железнодорожного транспорта, городского рельсового транспорта и нетрадиционных систем направляемого транспорта, таких, как системы на магнитном подвесе. Для этого журнал сотрудничает с зарубежными железными дорогами и ведущими зарубежными и отечественными фирмами изготовителями железнодорожной техники.

Большинство статей посвящено зарубежному опыту, но вместе с тем регулярно публикуются статьи российских авторов, посвященные передовым отечественным разработкам для железных дорог. Значительное внимание уделяется, в частности, следующим темам:

· реформы на железнодорожном транспорте (опыт европейских стран, США, Латинской Америки и др.);

· транспортная политика - стратегия развития железных дорог;

· высокоскоростное движение;

· современный подвижной состав и электроснабжение;

· информационные и компьютерные системы;

· микропроцессорные системы управления движением поездов с использованием радиосвязи и спутниковой навигации;

· современные системы связи на железных дорогах;

· новые конструкции пути, технологии текущего содержания и ремонта пути и искусственных сооружений.

В журнале публикуется большой блок материалов о текущих событиях на железных дорогах мира, поставках новой техники, выставках и работе железнодорожной промышленности.

На основе приведённых в пример печатных изданий о железных дорогах можно отметить, что со временем интересы людей меняются, поэтому в современных журналах охвачены немного другие темы, также представлена более подробная информация, это связано со стремительным развитием железнодорожного транспорта по сравнению с прошлым веком и с развитием цивилизации в целом.

железный дорога газета журнал