Меню Рубрики

Самый длинный авианосец в мире. Самый большой авианосец в мире Enterprise — полвека в строю

Обновлено: 21.10.2019 13:35:05

Эксперт: Лев Кауфман


*Обзор лучших по мнению редакции сайт. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Авианосец - это боевой корабль, служащий в качестве мобильной базы для палубной авиации. На нем могут размещаться различные виды самолетов и вертолетов: боевые (в том числе и авиация, несущая ядерное вооружение), разведывательные, транспортные, спасательные и так далее. Сегодня авианосцы являются крупнейшими из всех эксплуатируемых военных кораблей. Некоторые из них оснащаются ядерной энергетической установкой, что позволяет совершать длительные плавания без необходимости дозаправки. Стоимость одного такого корабля может достигать шести миллиардов долларов. Но они являются мощнейшим средством для защиты границ государства со стороны моря или завоевания локального превосходства в зоне боевых конфликтов.

Рейтинг самых больших авианосцев в мире, находящихся на вооружении

Номинация место Авианосец Длина, м.
Рейтинг самых больших авианосцев в мире, находящихся на вооружении 10 183
9 244
8 261
7 265
6 283
5 284
4 304
3 305
2 332
1 337

Этот легкий авианосец находится на вооружении Королевского тайского военно-морского флота. Он был построен испанской судостроительной фирмой в 1997 году. "Чакри Нарубет" имеет длину 183 метра и вмещает до 600 человек экипажа. Максимальная скорость судна составляет 26 морских узлов. На его палубе размещена авиагруппа, включающая в себя штурмовые самолеты AV-8S Matador и многоцелевые вертолеты S-70B. Оборонительная система корабля представлена самонаводящимися ракетами ближнего действия Mistral. Авианосец имеет относительно невысокую боеспособность, и большую часть времени служит либо базой для спасательных операций, либо в качестве туристического объекта. Также он нередко используется правителем Таиланда, за что его прозвали самой большой в мире королевской яхтой.

Итальянский авианосец "Кавур" находится в эксплуатации с 2008 года, его длина составляет 244 метра. Был назван в честь графа Кавура, известного своими заслугами в объединении Италии. Корабль может служить базой для более 20 самолетов и вертолетов, а также пары десятков танков или 50 тяжелых боевых машин. Численность экипажа судна превышает 500 человек. В настоящее время на палубе базируются штурмовики вертикального взлета и посадки AV-8B Harrier II, которые впоследствии планируют заменить на многофункциональные истребители Lockheed Martin F-35. Авианосец оборудован современным радиолокационным оборудованием, для защиты у него имеются артиллерийские установки и ракетное вооружение. Потенциально "Кавур" может использоваться и как десантный корабль и как командный центр. Максимальная скорость, развиваемая авианосцем, составляет 28 узлов.

Крупнейший авианосец военно-морских сил Франции, был спущен на воду в 2001 году. Корабль длиной 261 метр может нести на своих палубах (полетной и ангарной) до 40 боевых самолетов и вертолетов, а также более тысячи человек экипажа. Основным авиационным вооружением являются истребители Dassault Rafale, помимо этого имеются штурмовики Super Étendard, самолеты радиолокационной борьбы и несколько видов вертолетов. Флагман французского флота оборудован ядерной установкой, что значительно расширяет радиус его автономного действия. Он способен двигаться со скоростью 27 узлов. Полетная палуба с паровыми катапультами позволяет выпускать по два самолета в минуту. Собственное корабельное вооружение состоит из ракетного комплекса и огромного набора средств обнаружения целей. Авианосец имеет уникальную систему автоматической стабилизации SATRAP, позволяющую проводить взлет и посадку при волнениях моря до шести баллов.

Бразильский авианосец раньше носил название "Фош" и принадлежал Франции. Он принимал участие в ряде военных операций. С 2000 года после капитального ремонта корабль был передан на вооружение бразильского флота. На борту 265-метрового судна способны разместиться более 30 летательных аппаратов и почти две тысячи человек. Главными его ударными единицами являются легкие штурмовики A-4 Skyhawk и противолодочные вертолеты Sikorsky SH-3 Sea King. Помимо этого имеется транспортная и поисково-спасательная авиационная техника. Оборонный комплекс авианосца представлен двумя пусковыми установками зенитно-ракетного комплекса, парой артиллерийских установок и пятью пулеметами.

Индийский авианосец имеет длину 283 метра, он может транспортировать на своей палубе до 40 летательных аппаратов, экипаж судна превышает 1500 человек. Ранее он был тяжелым авианесущим крейсером, входил в состав ВМФ России и назывался "Адмирал Флота Советского Союза Горшков". После проведения глубокой модернизации судно было передано военно-морским силам Индии. Палубная авиация представлена самолетами и вертолетами российского производства: МИГ-29, Ка-28, Ка-31.

Авианосец был построен на замену устаревшим суднам класса "Инвисибл". Корабль длиной 284 метра способен в случае необходимости разместить на своей палубе максимум 70 авиационных единиц. Благодаря высочайшему уровню автоматизации количество экипажа составляет менее 700 человек, однако общая вместимость судна превышает полторы тысячи человек. В штатном составе авиагруппа "Куинн Элизабет" состоит из истребителей с возможностью вертикального взлет/посадки F-35B, противолодочных вертолетов AW101 Merlin, AW159 Wildcat и тяжелых транспортных CH-47 Chinook. Полетная палуба не имеет катапульт, вместо этого оснащена трамплином для самолетов, на ней возможно производить одновременно и взлет и посадку средств авиации. Силовая установка корабля позволяет развивать скорость 26 морских узлов. Собственное вооружение авианосца состоит из комплекса зенитных артиллерийских установок Mark 15 Phalanx CIWS.

Авианосец китайских военно-морских сил "Ляонин", ранее носивший название "Варяг", был построен на Николаевской верфи и введен в эксплуатацию с 1988 года. Спустя десять лет его продали в Китай за 20 миллионов долларов, где корабль подвергся значительному переоборудованию. Авианосец имеет длину 304 метра и может вместить до 50 единиц авиационной боевой техники, а также более двух тысяч человек. Специально для него китайцы создали палубный вариант истребителя J-11, представляющего собой почти точную копию советского самолета Су-27. Помимо истребителей, на судне базируются противолодочные и поисково-спасательные вертолеты. После модернизации авианосец лишился наступательного вооружения и в данный момент оснащен только тремя артиллерийскими системами ближнего действия и тремя зенитно-ракетными комплексами FL-3000N, позволяющими поражать цели на дальности до 6 километров.

Тяжелый авианесущий крейсер является единственным в своем роде. Он имеет огромную полетную палубу общей площадью 14 тысяч квадратных метров и рассчитан на базирование 40 летательных аппаратов. Основу его корабельной авиации составляют истребители-бомбардировщики Миг-29 и Су-33. Кроме того, на борту присутствуют ударные вертолеты Ка-52 и противолодочные Ка-27. Максимальная вместимость экипажа составляет две тысячи человек. Силовая установка способна разгонять массивное 305-метровое судно до скорости 29 узлов. "Адмирал Кузнецов" оснащен передовым радиолокационным комплексом и большим количеством зенитных ракетных пусковых установок. Помимо этого имеется шесть скорострельных артиллерийских установок АК-630М. Но самое грозное вооружение корабля - это двенадцать установок с крылатыми ракетами "Гранит", дальность действия которых превышает 500 километров.

Американский авианосец "Нимиц" способен разместить на своем борту до 90 единиц боевой авиации, а также около пяти тысяч человек экипажа. Длина судна составляет 332 метра, оно оснащается двумя ядерными реакторами и может передвигаться со скоростью до 31 узла. На нем базируются истребители F/A-18, самолеты радиоэлектронной борьбы EA-6 Prowler и многоцелевые вертолеты Seahawk. Автоматизированные оборонные системы управляют двумя пусковыми ракетными установками комплекса RIM-116 и двумя ЗРК RIM-7 Sea Sparrow с управляемыми ракетами. Авианосец уже успел зарекомендовать себя, приняв участие в нескольких реальных боевых операциях.

Самый крупный из современных авианосцев (и военных кораблей вообще) достигает в длину 337 метров. Его размеры превышают три футбольных поля, а по высоте он примерно равен 35-этажному дому. Свое название корабль получил в честь 38-го президента Соединенных Штатов. Постройка авианосца обошлась американскому правительству в 3,3 миллиарда долларов. Он оснащен мощной энергетической установкой, включающей в себя два ядерных реактора, обеспечивающие полную автономность и не нуждающиеся в замене топливных стержней до самого конца ожидаемого 50-летнего срока службы судна. Корабльф заменил авианосец "Энтерпрайз", он не только современный, но и к тому же более экономичный за счет внедрения систем автоматизации, позволивших сократить количество экипажа до 2700 человек. Максимальная скорость, которую может развивать корабль, достигает 30 с лишним морских узлов. Ядро авиагруппы составляют новейшие истребители F-35C Lightning II, истребители-бомбардировщики F/A-18E/F Super Hornet, самолеты радиоэлектронной борьбы и разведки, а также многоцелевые самолеты и транспортные вертолеты. Комплекс зенитно-ракетного вооружения позволяет осуществлять перехват целей на расстоянии до 50 километров.


Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Мысль о том, чтобы соединить флот и авиацию, у великих умов человечества родилась еще в 19-м веке. Так на свет появилось настоящее техническое чудо, именуемое авианосцами. Они несут смерть и разрушение, но даже не смотря на это, вызывают восхищение своим величием. Именно о них, о самых больших авианосцах в мире , и пойдет речь в нашей статье.

Гигант, названный в честь одного из героев древнегреческих мифов, вошел в историю как первый классический авианосец, на борту которого была взлетно-посадочная палуба для самолетов. Он находился на вооружении британского военно-морского флота. Первый спуск судна состоялся осенью 2018-го. «Аргус» был поврежден в бою во время Второй Мировой, поэтому его списали и с тех пор использовали в качестве учебного судна.

Лексингтон (США)

Американский авианосец, который в 20-х годах прошлого века носил гордое звание самого крупного судна данного класса, впервые сошел на воду осенью 1925 года. При общей длине в 270,6 метра ширина авианосца составляла 39,6 метра. Не смотря на столь крупные габариты, «Лексингтон» мог развить скорость до 34-х узлов. На его палубе хватало места для размещения 70-ти самолетов.

Судно участвовало в боях за Перл-Харбор, затонуло оно после получения серьезных повреждений в мае 1942-го года.

Это самый большой авианосец за всю историю Второй Мировой. На воду судно спустили в ноябре 1944-го года. На его палубе умещалось 42 самолета, а также многочисленные артиллерийские орудия и 12 неуправляемых «зениток». Размер палубы судна на то время казался фантастическим – 40 на 256 м.

Судьба «Синано» оказалось трагической: он затонул спустя 17 часов после выхода в море в результате прямого попадания по борту 6-ти американских торпед.

Не совсем авианосец, ведь «Айова», как и 3 других судна, сконструированных по данному проекту, принадлежит к классу быстроходных кораблей для надводных и подводных баталий. Длина гиганта — 270 м, на его борту размещалось 3 самолета, катапульты для их запуска и стандартные артиллерийские орудия. Первый запуск корабля состоялся летом 1943 года.

Проектировалось это американское судно в 40-х годах прошлого века, в первое свое плаванье оно отправилось в сентябре 1945-го. Длина судна составляла 295 метров, а вот ширина площадки для взлета самолетов — 41 с лишним метров. «Мидуэй» оборудовали 4-мя турбинами и 12-ю моторами, которые могли разогнать его до 33 узлов. Судно списали весной 1992-го, сейчас на его борту работает музей.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» единственный в истории нашей страны находился на вооружении отечественной армии. Построили его на верфи в Николаеве в советские времена. Судно спустили на воду недостроенным, первые свои испытания он проходил в период с 88-го по 89-й год. Из-за многочисленных недоделок судно неоднократно возвращали в док, ремонтировали и переделывали.

Не смотря на целый ряд изъянов, «Адмирал Кузнецов» вошел в историю как один из самых больших авианосцев. Его длина составляла 302 м, а ширина – без малого 72 м.

Судно стало последним в американской истории авианосцем, созданном в рамках реализации проекта «Китти-Хок». На воду его спустили в 1968-м году, а списали и перевели в резерв в 2007-м.

На корабле умещалось 80 самолетов, что вовсе не удивительно при ширине корабля в 76,8 м и протяжности в 320,6 м. Интересен тот факт, что «Джон Кеннеди» участвовал в съемках фантастического блокбастера «2012».

Первое подобное судно, созданное под требования реактивной авиации. В первое плаванье корабль отправился в 1955-м году. На то время он стал самым крупным судном данного типа при длине в 325 м и протяжности в 72,5 м. На борту «Форрестола» умещалось 90 самолетов.

К сожалению, авианосец оказался невезучим. На нем то и дело возникали пожары, ракеты отказывались запускаться и часто не попадали в цель. Списали корабль в 1993-м, а в 2015-м его утилизировали.

Последний в американской истории авианосец на турбированных двигателях ввели в эксплуатацию в 1961-м. На его борту практически не было артиллерии, на палубе размерами 326х86 м умещалось 80 воздушных судов.

Корабль неоднократно участвовал в боях, с вооружения американской армии он был снят в 2009-м.

Самыми большими военными кораблями можно смело назвать авианосцы. Уже из названия понятно для чего необходим такой корабль – наряду с большим количеством стационарного вооружения и военной техники он вмещает в себя различные виды боевых самолетов и вертолетов. Самолеты нуждаются в большой площадке для разгона – взлетной полосе, именно поэтому все мощные авианосцы имеют огромный размер. Каждая сильная держава стремится иметь на вооружении как минимум один такой корабль для обеспечения независимости на мировой арене и уважения со стороны других стран. На сегодняшний день лишь десять стран имеют в своем составе такие судна.

История создания и развития авианесущих судов

В 1910 году американский летчик впервые смог поднять самолет с борта крейсера. Этот год считается началом зарождения авианосцев. На корабле Бирмингем (Birmingham) было установлено специальное деревянное возвышение, с которого получилось осуществить разгон и взлет. Спустя один год этот же пилот сумел осуществить посадку самолета на корабль, снова оборудованный временным увеличенным помостом. В следующие годы в разработку таких кораблей включились британцы, они стали экспериментировать над взлетом с движущегося корабля. Первоначально морская авиация должна была использоваться только в разведывательных экспедициях.

Главное трудностью для инженеров было создание достаточной длинны взлетно-посадочной полосы. В 1915 году американские офицеры разработали специальную паровую катапульту для запуска самолетов с борта корабля. Благодаря этому появилась возможность запускать самолеты, оснащенные военной техникой. Позднее были созданы электромагнитные , что позволило увеличить размеры самолетов и объемы вооружения. Кроме взлета, была проблема с посадкой, и дело тут не только в навыках пилотов, но и в длине посадочной полосы. В период I мировой войны Британия начала переоборудование своих торговых суден в корабли с увеличенной палубой. Для торможения самолета начали применять специальные устройства, которые почти не изменились и по сей день. Это на корабле за которые цеплялся самолет когда совершал посадку.

В 1922 году Япония впервые спустила на воду первый корабль, изначально конструированный как авианесущий крейсер, а не переделку другого корабля на аналог. Спустя 5 лет США включились в список стран, имеющих новые боевые корабли с самолетами на борту. В этот же период активно использовались плавучие станции для гидросамолетов. Авиация совершала взлет и посадку с воды, а при помощи специальных приспособлений самолеты поднимали или опускали на борт корабля.

Период Великой Отечественной Войны

В период Второй Мировой Войны Великобритания имела 7 авианосцев, у Франции в наличии был 1 авианосный корабль, в США – 8 и в Японии – 6 единиц. Эта война по праву считается войной морских баталий. Япония и Америка уже имели на тот момент полноценные боевые укомплектованные авианосцы. Эти страны определили, что залогом победы над врагом выступят не обычные военные корабли, а авиация. Отправлять самолет через весь Тихий океан не имело смысла. Отличным выходом послужили вышеописанные крейсера. В феврале 1942 года Япония впервые в мире сумела потопить американский авианосец. В этот же период в ответ на агрессию военные США в ходе операции “Рейд Дулиттла” запустили самолеты с борта Hornet и атаковали Токио. Эта история легла в основу сюжета популярного фильма «Перл-Харбор».

Впервые в мире в морских сражениях корабли размещались на дальних расстояниях друг от друга и даже не видели врага. Военные действия велись при помощи самолета с авианосца. Это была поистине война двух морских титанов. По окончании сражений военная мощь стран-победителей не прекратила развитие морского вооружения. Так, в 1945 году Великобритания впервые посадила на борт корабля реактивный самолет. Это привело к новому толчку в строительстве авианосцев – зарождались новая скошенная палуба и более мощная паровая катапульта для запуска. Странами-лидерами в сфере кораблестроения в это момент считались США, Англия и Франция. Они же в послевоенный период стали конструировать судна для морских сражений, где базировались боевые самолеты и вертолеты, необходимые для проведения спасательных мероприятий.

Подводные авианосцы

В годы II мировой войны Япония использовала подводные лодки с самолетом внутри, находящимся там в разобранном состоянии. Это было достаточно неудобное вооружение, требовавшее длительной сборки и разборки. Однако на третьем году войны самолет совершил взлет с подводного и сбросил две зажигательные бомбы в район штата Орегон в Америке, в надежде спровоцировать массивные пожары в лесной местности. Трагедии удалось избежать, но само появление агрессора было внезапным и серьезно напугало власти Америки ввиду того, что было непонятно, как вражеский самолет смог незаметно попасть в воздушное пространство Америки. Подобные субмарины также стояли на вооружении у Англии и Франции.

Следующим этапом развития военных разработок стала война в Корее. Истребители, поднявшиеся с корабля, впервые атаковали наземные цели в Северной Корее. В 1960 году Америка спустила на воду первый авианосец с атомным реактором. И спустя всего два месяца она известила мир о втором таком же судне. Следующим важным экспериментом стало кругосветное плаванье крейсеров без дозаправки на берегу. Сегодня авианосцы могут совершать многолетнее автономное пребывание в океане без необходимости заходить в порты для заправки.

Россия также старалась не отставать в военном оснащении от других стран. Еще в 1904 году судно «Русь», приобретенное у немцев, было оснащено 8 аэростатами воздушным шаром. Однако корабль не использовался ни в одной и последующих сражений. После были созданы различные разработки авианосцев, однако ни один из этих проектов так и не был осуществлен. В годы Первой Мировой Войны несколько пароходов были переоборудованы в гидроавианосцы, однако эта техника не могла идти ни в какое сравнение с морским вооружением Британии и США.

В Советском Союзе авианосцы считались орудием агрессии – по их мнению, очень уязвимой агрессии. Основные удары при боевых столкновениях наносились именно по ним. Первый был спущен на воду лишь в 1985 году и встал на вооружение уже в России в 1991.

Современный авианосный мировой флот включает около 1250 самолетов и еще большее количество вертолетов. При этом значительная часть из них базируется на американских судах. Помимо авиации корабли оснащены множественной ракетной техникой и системами противовоздушной обороны. Длина всех авианосцев составляет от 182 до 342 метров. Корпус корабля сделан из стали, его толщина достигает нескольких сантиметров. Под взлетной полосой располагаются большие ангары для хранения самолетов и вертолетов, а также проведения ремонтных работ. Перемещают с палубы на палубу летательные аппараты при помощи специальных подъемных кранов. Под днищем ангаров находятся машинные отделения и другие служебные помещения. Учитывая то, что главным назначением таких кораблей является обеспечение взлета и посадки авиации, командный пункт, радарные устройства и антенны размещаются на небольшом так называемом «острове», который практически всегда расположен с правой стороны борта. Это связано с тем, что еще в начале 20-го века британские военные исследователи доказали, что в случае неудачной посадки все пилоты автоматически поворачивают самолет влево при попытке выйти на второй заход.

Сколько авианосцев в мире?

На данный момент в мире существует всего 22 корабля подобного класса. Рассмотрим детальнее действующие типы:

  1. Первое место по количеству имеющихся кораблей на вооружении являются , они включают 11 авианосцев. Как уже было сказано выше, в их составе находятся около 1000 самолетов, длина каждого корабля составляет от 250 до 331 метров, скорость движения от 31 узла, экипаж каждого судна составляет от 2000 до 5000 человек.
  2. Далее по количеству авианосных кораблей занимают Италия и Испания – они имеют по 2 единицы вооружения в своем составе;
  3. Третье место занимают страны, имеющих по одному такому судну. Это Россия, Китай, Бразилия, Франция, Таиланд, Индия и Великобритания.

На вооружении у России находится один тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», его водоизмещение составляет 70 500 тонн, длина – 304 метра. Судно в своем составе имеет 24 самолета и 42 вертолета, скорость движения достигает 32 узла.

Количество по странам

  • США (11 кораблей) – тип «Форд» (1 корабль Джеральд Р. Форд) – на вооружении с мая 2017 года. Запуск производства – 2005 год, спустя 8 лет спущен на воду с последующим проведением испытаний и укомплектованием. Предшественником данного корабля стал легендарный «Энтерпрайз», который прослужил свыше 40 лет и участвовал во многих военных миссиях, совершаемых Америкой. Сейчас это самый большой авианесущий крейсер в мире, на его строительство ушло около 13 миллиардов долларов – соответственно Джеральд Р. Форд – также является самым дорогим авианосцем в мире.
    Тип « » (10 кораблей) – судна с ядерным реактором, также принадлежащие США. В 1975 введен в эксплуатацию I экземпляр, а к 2009 году десятый. Корабли этого класса широко использовались при вооруженных столкновениях на территории бывшей Югославии и в Ираке. Себестоимость каждого такого авианосного крейсера составляет около 4,5 миллиардов долларов.
  • Италия (2 корабля) – «Кавур» – находится в составе флота с 2007 года, на борту имеет 8 самолетов и 12 вертолетов, протяженность судна составляет 244 м, скорость хода 30 узлов.
    «Джузепе Гарибальди» – еще один флагман итальянского флота, спущен на воду в 1983 году, имеет длину 180 м, скорость хода 30 узлов.
  • Индия (1 корабль) – Индийский авианосец «Викрамадитья» был куплен у России в 2013 году. Прежнее название «Адмирал Горшков». Длина составляет 274м, максимальная скорость 32узла, вмещает в себя до 20 самолетов и около 10 вертолетов. В 2018 и 2023 годах планируются к вводу в состав ВМФ страны еще 2 авианесущих крейсера.
  • Китай (1 корабль) – Китайский Авиносец «Ляонин» был куплен у Украины в 2012 году за 20 миллионов долларов. Прежнее название «Варяг». Его длина составляет 304 м, состав авиации включает 24 истребителя и 12 вертолетов.
  • Испания (2 корабля) – Авианосец «Хуан Карлос» состоит на вооружении ВМС Испании, находится в строю с 2010 года, длина 230м, имеет на вооружении до 30 самолетов и вертолетов.
  • Франция (1 корабль) – Атомный авианосец «Шарль де Голь» – является флагманом военных сил Франции. Введен в эксплуатацию в 2001 году, размеры в длину составляют 261м, включает до 40 летательных аппаратов.
  • Бразилия (1 корабль) – «Сан-Паулу» – авианосец эксплуатируется с 2001года, длина 265 метров, включает 14 самолетов и 11 вертолетов;
  • Таиланд (1 корабль) – представлен авианосцем «Чакри Нарубет» – имеет самый маленький размер среди ныне существующих аналогов, длина составляет 182 метра, авиационная группа состоит из 14 самолетов и 12 вертолетов. Эксплуатируется с 1997 года.
  • Великобритания (1 корабль) – тип «Илластриес» – один из старейших действующих авианосцев, участвовал во Второй мировой войне. Длина 205 м, на вооружении 33 самолета. В настоящее время готовятся к спуску новые авианосцы, которые должны заменить действующий экземпляр.
  • Россия (1 корабль) «Адмирал Кузнецов», последний в списке, но не по значимости и мощности. Используется с 1991 года, длина 270м, численность авиации: 50 самолетов и вертолетов. Ниже рассмотрим его более детально.

Сравнение лучших авианосцев мира

Рассмотрим десять мощнейших и самых крупных авианосцев в мире за всю историю существования данных судов. Детальнее остановимся на каждом из них.

  • Энтерпрайз (США) – этот атомный крупный авианосец по праву занимает первое место. Он был введен в эксплуатацию еще в 1961 году, в течение следующих 50 лет так и не нашлось замены этому боевому монстру. В середине 20 века планировалось построить еще пять таких же кораблей, однако, учитывая слишком высокую стоимость судна, было решено оставить его в единственном экземпляре. Благодаря ядерному горючему он может до 13 лет находиться в автономном состоянии в океане. Самый большой авианосец в мире имеет протяженность 342,3 метра, вмещает до 80 самолетов, экипаж состоит из 3000 человек. Атомоход включает четыре паровые катапульты, которые позволяют запускать один за другим самолеты за 15 секунд каждый. На взлетно-посадочную полосу осуществлена установка четырех тросов, помогающих функционировать тормозные цилиндры. Также корабль оснащен специальной нейлоновой сеткой, которая при возникновении проблем при торможении самолета сумеет поймать его и предотвратить аварию. Судно принимало участие в войнах с Кубой, Вьетнамом и Ираком. В 2012 году был выведен из состава американского флота. Спустя еще 5 лет легендарный авианосец Энтерпрайз был списан. Взамен ему пришел новый корабль Джеральд Р. Форд, который планирует встать на вооружение ВМФ США к 2020 году. До этого периода судно совершит несколько выходов в открытое море для подтверждения своей боеготовности. Корабль обошелся стране приблизительно в 13 миллиардов долларов, это самый дорогой авианосец в мире. По своему вооружению судно не отличается от предшественника, однако оно значительно превосходит его по уровню автоматизации, что позволяет уменьшить количество экипажа. Также были использованы новые технологии, обеспечивающие незаметность корабля при его попытке его обнаружения с помощью радиолокаторов.
  • Нимиц (США) – еще один пример атомного авианосца, первый его экземпляр произведен в 1975 году. Выпуск продолжался вплоть до 2009 года. В настоящее время на вооружении у США состоит 10 таких кораблей. Его длина равна 330 метров. Такие судна активно эксплуатировались в период военных действий в Югославии и Ираке. Стоимость корабля составляет около 4,5 миллиарда долларов. Атомный реактор позволяет кораблю находиться в автономном плавании около 25 лет. Период эксплуатации составляет 50 лет.
  • (США) – первый подобный авианосец был спущен на воду в далеком 1955 году. Длина составляла 325 метров. На сегодняшний день корабли этой конфигурации более не состоят на вооружении ни одной страны мира. Однако судно до сих пор занимает третью строчку в списке самых больших авианосцев в мире.
  • (США) – длина авианосца 320 метров, экземпляр известен большим количеством происходивших на борту несчастных случаев, связанных с пожарами. В результате одной из таких трагедий сгорело 135 человек. Снят с вооружения в 1993 году.
  • Джон Кеннеди (США) – в длину авианесущий крейсер также составляет 320 метров, был снят с вооружения ВМФ США в 2007 году. Корабль нес службу около 40 лет, осуществляя задания преимущественно в Средиземном море. За время своей службы потерпел несколько морских столкновений.
  • (США) – длина составляет 305 метров, произведен был в 1945 году, являлся первым тяжелым американским авианосцем. С 1992 года снят с вооружения, сегодня выполняет роль музея флота.
  • Адмирал Кузнецов (СССР-РФ) – корабль построен в городе Николаев в 1985 году, сегодня состоит на вооружении Северного флота ВМФ России, длина авианосного крейсера составляет 300 метров.
  • Лексингтон (США) – судно периода II мировой войны, но в 1946 году был затоплен после того как с его помощью проводились ядерные испытания.
  • Крейсер Варяг/Ляонин (СССР-Украина-Китай) – был спущен на воду в 1988 году в Николаеве. В период развала Союза на борту продолжалось строительство. Соответственно, корабль перешел в собственность к Украине, однако ремонтные работы в этот период были прекращены. Впоследствии недостроенный авианосец был продан в Китай за 20 миллионов долларов. На сегодняшний день состоит на вооружении Китайского ВМФ.
  • Синано (Япония) – был построен в 1942 году и участвовал в войне против Америки. Длина судна составляла 266м – вплоть до конца 50-х годов прошлого века это был самый большой в мире авианосец. В ноябре 1944 года при сражении с американскими военными судно было затоплено, а вместе с ним 1435 человек экипажа.

Последние разработки

Одной из последних новинок в сфере ВМФ по слухам экспертов является разработка подводной авиации Российской Федерации. Первый атомный подводный авианосец России проекта 941-бис по слухам должен быть готов к 2020 году. Идея такого судна разрабатывалась с 1991 года на Рубиновском проекте транспортных подлодок. Сегодня в интернете можно встретить макет такой субмарины. Однако эта подводная лодка и ее устройство строго засекречены, узнать реальные даты ввода в эксплуатацию не представляется возможным. Одно можно сказать с уверенностью – если он будет введен в эксплуатацию – это будет лучший авианосец в мире и единственный атомный подводный корабль с истребителями на борту.

Как видно из перечня самых больших авианесущих крейсеров мира всех времен неоспоримое лидирующее место в данном виде вооружения занимают авианосцы США. Авианосцы – важный атрибут в военно-морских силах любой страны, в то же время они являются одними из самых уязвимых кораблей при масштабных сражениях. Такие корабли незаменимы при ведении боевых действий со странами, не имеющими современного ядерного вооружения. При агрессии со стороны равной по мощности державы авианосцы будут оставаться важной, но не основной составляющей при проведении боевых действий.

В этом обзоре хотелось бы поговорить об одном из обязательных атрибутов военных супердержав - авианосцах. Иметь таковой в своем арсенале - статусная, хоть и совсем недешевая, задача.

В настоящее время существует всего 10 стран, в ВМФ которых есть авианосцы. Всего насчитывается 22 действующих авианосца (21, если не считать не используемый американский Энтерпрайз и до сих пор не переданный Индии Викрамадитья).

Безоговорочное первое место по количеству авианосцев занимают США. Эта страна может похвастаться 11 находящимися на вооружении кораблями.

Второе место с 2 авианосцами в строю у каждой делят Италия и Испания.

Третье место занимает группа стран, в распоряжении которых, на данный момент, имеется по 1 авианосцу. Это Россия, Китай, Бразилия, Франция, Тайланд, Индия (в ближайшем будущем присоединится ко второй группе с 2 авианосцами) и Великобритания.

Учитывая относительно небольшое количество действующих авианосцев, приведем их перечень, в порядке ввода в эксплуатацию:

  1. Энтерпрайз, США (не используется с декабря 2012, должен быть списан в марте 2013)
  2. Нимиц, США
  3. , США
  4. Карл Винсон, США
  5. Илластриэс, Великобритания
  6. Джузеппе Гарибальди, Италия
  7. Теодор Рузвельт, США
  8. Вираат, Индия
  9. Принц Астурийский, Испания
  10. Авраам Линкольн, США
  11. Адмирал Кузнецов, Россия
  12. Джордж Вашингтон, США
  13. Джон Стеннис, США
  14. Гарри Труман, США
  15. Чакри Нарубет, Тайланд
  16. Сан-Пауло, Бразилия
  17. Шарль де Голь, Франция
  18. Рональд Рейган, США
  19. Граф Кавур, Италия
  20. Джордж Буш, США
  21. Хуан Карлос, Испания
  22. Ляонин, КНР
  23. Викрамадитья, Индия (еще не сдан)

Мы начинаем нашу серию публикаций с атомного авианосца ВМФ США - старейшего авианосца из действующих.

Авианосец Нимиц ВМФ США

Авианосец Нимиц (USS Nimitz (CVN-68)) был заложен в далеком 1968, спущен на воду в 1972 и введен в эксплуатацию в 1975 году. Назван в честь Честера Уильяма Нимица - адмирала флота, главнокомандующего Тихоокеанским флотом США во время Второй мировой войны, человека, подписавшего 2 сентября 1945 года акт о капитуляции Японии от имени США.

"Нимиц" участвовал в операциях "Орлиный коготь", "Буря в пустыне" и в войне в Ираке. Обеспечивал безопасность Олимпийских игр в Сеуле в 1988 году.

Авианосцы класса "Нимиц" были самыми большими, произведенными в 20 веке военными кораблями.

Наименование : USS Nimitz (CVN-68)

Прозвище : Old Salt (бывалый моряк, "морской волк")

Классификация : Суперавианосец типа "Нимиц"

Изготовитель : Newport News Shipbuilding

Срок эксплуатации : до 2025 года (50 лет)

Приблизизительная стоимость: 4,5 миллиарда долларов при вводе в эксплуатацию в ценах 1975 году (примерно 8,3 миллиарда в ценах 2007 года)

Стоимость годовой эксплуатации: 160 миллионов долларов

Порт приписки : Naval Station Everett, 47° 59′ 33.54″ N, 122° 13′ 5.79″ W

Девиз корабля : Teamwork, a Tradition (командная работа - традиция)

ТТХ авианосца Нимиц

Водоизмещение : 98425 стандартное

Длина : 317 м по ватерлинии
332,8 м наибольшая

Ширина : 40,8 м по ватерлинии
76,8 м наибольшая

Осадка : 11,3 м нормальная
12,5 м предельная

Бронирование : секретная информация (кто найдет - тому спасибо!)

Двигатели : 2 ядерных реактора Westinghouse A4W
4 паровых турбины, 4 движителя,

Мощность : 260000 л.с.

С корость : до 31,5 узла (58,3 км/ч)

Дальность плавания : неограничена

Автономность работы : 20-25 лет

Экипаж : Команда: 3200 человек
Авиакрыло: 2480 человек

Вооружение

Радиоэлектронное

РЛС воздушного обзора:
AN/SPS-48E
AN/SPS-49(V)5

РЛС управления огнём:
AN/SPQ-9B
4 × Mk 91 ЗРК Sea Sparrow
4 × Mk 95 ЗРК Sea Sparrow

РЛС управления воздушным движением:
AN/SPN-46
AN/SPN-43C

РЛС управления посадкой:
AN/SPN-41

Радиоэлектронное

Система РЭБ
AN/SLQ-32A(V)4

Система противоторпедной защиты
AN/SLQ-25A

Ракетное 2х ЗРК Sea RAM
2х ЗРК Sea Sparrow
Авиагруппа до 90 самолётов и вертолётов
По состоянию на 2010:
55 F/A-18С и F/A-18E/F
4 EA-6B
4 E-2C
4 SH-60F
2 HH-60H

Ударная группа авианосца Нимиц

Авианосец Нимиц является частью 11-й ударной авианосной группы (Carrier Strike Group Eleven, CSG-11), на его борту размещается 11-е авиакрыло (Carrier Air Wing Eleven, CVW-11). Нимиц является флагманом боевой группы и штабом командира 23-й эскадры эсминцев (Destroyer Squadron 23).

Корабли эскадры эсминцев DESRON-23

  • USS Curts (FFG 38)
  • USS Vandegrift (FFG 48)
  • USS John Paul Jones (DDG 53)
  • USS Pinckney (DDG 91)
  • USS Sampson (DDG 102)
  • USS William P. Lawrence (DDG-110)
  • USS Spruance (DDG-111)

Эскадрильи авиакрыла CVW-11

  • 154-я эскадрилья ударных истребителей (Strike Fighter Squadron 154, VFA-154) "Черные рыцари" (Black Knights), F/A-18F Super Hornets
  • 323-я эскадрилья морских истребителей (Marine Fighter Attack Squadron 323, VMFA-323) "Смертельные гремучие змеи" (Death Rattlers), F/A-18C Hornets
  • 146-я эскадрилья ударных истребителей (Strike Fighter Squadron 146, VFA-146) "Голубые бриллианты" (Blue Diamonds), F/A-18C Hornets
  • 146-я эскадрилья ударных истребителей (Strike Fighter Squadron 147, VFA-147) "Аргонавты" (Argonauts), F/A-18E Super Hornets
  • 142-я эскадрилья РЭБ (Electronic Attack Squadron 142, VAQ-142) "Серые волки" (Gray Wolves), EA-6B Prowlers
  • 117-я эскадрилья ДРЛО (Carrier Airborne Early Warning Squadron 117, VAW-117) "Уоллбэнгерс" (Wallbangers), E-2C Hawkeyes
  • 6-я морская эскадрилья боевых вертолетов (Helicopter Sea Combat Squadron 6, HSC-6) "Кричащие индейцы" (Screamin" Indians), MH-60S
  • 75-я морская ударная вертолетная эскадрилья (Helicopter Maritime Strike Squadron 75, HSM-75) "Волчья стая" (Wolf Pack), MH-60R
  • 3-е отделение 30-й вспомогательной транспортной эскадрильи флота (Fleet Logistics Support Squadron 30 Detachment 3, VRC-30) "Поставщики" (Providers), C-2A Greyhounds


Текущие события

12 ноября 2012 года авианосец Нимиц, 11-я ударная авианосная группа (CSG-11) и 11-е авиакрыло (CVW-11) успешно завершили совместные учения (Joint Task Force Exercise, JTFEX), сообщает зарубежный источник. Эти учения были направлены на проверку способности группы действовать во враждебной и сложной обстановке совместно с другими силами США и коалиции.

Интегрированные учения объединяют отдельные зоны военных действий с целью подготовки предстоящего развертывания ударной группы.

"Нимиц, CSG-11 и CVW-11 продемонстрировали огромную устойчивость и компетентность при выполнении учебных задач в качестве интегрированной силы на учениях JTFEX," сообщил командующий 11-й ударной авианосной группой контр-адмирал Пит Гуматаотао (Pete Gumataotao). "После интегрированных учений я уверен, что в настоящее время мы полностью боеспособны и готовы к бою для того, чтобы быстро отреагировать на любую морскую операцию."

Более 8000 моряков работали вместе над совершенствованием своих оперативных навыков в подготовке к предстоящему развертыванию. По завершении учений, командующий 3-м флотом США вице-адмирал Джеральд Бимен (Gerald Beaman) подтвердил готовность 11-й ударной авианосной группы к выполнению "важнейших боевых операций" и к развертыванию. По его словам, CSG-11 способна поддержать любую морскую стратегическую миссию ВМФ США и до своего развертывания.

"Я чрезвычайно горд действиями 11-й боевой группы в течение прошедших двух месяцев интегрированных и совместных учений," сказал контр-адмирал Гуаматаотао. "Мы готовы к поддержке миссий ВМФ США в любом месте, в любое время."

3-й флот США ведет морские силы в восточной части Тихого океана от западного побережья Северной Америки и отвечает за проведение реалистичных и значимых учений, необходимых для глобальной эффективности ВМФ США.


23 ноября 2012 года другой зарубежный источник сообщил, что на авианосце Нимиц были установлены технические проблемы, которые удержат его у берега по меньшей мере в течение двух месяцев.

Помимо тщательной проверки стареющих военно-морских сил США, из-за проблемы Нимица с силовой установкой в Персидском заливе останется только один авианосец, впервые с декабря 2010 года.

При расчетной продолжительности срока службы в 50 лет, Нимиц находится более чем в 10 годах от возможного вывода их эксплуатации. Эта продолжительность срока службы ожидается при условии регулярного технического обслуживания и капитальных ремонтов, подобных выполненному на Нимице в Бремертоне, Вашингтон в 2011 году.

Авианосец провел больше года в порту на техническом обслуживании и вернулся в строй в марте 2012 года, и степень неисправности силовой установки после столь обширного капитального ремонта все еще подлежит подтверждению ВМФ США.

Тем временем другой авианосец класса Нимиц - Дуайт Эйзенхуаэр (USS Dwight D. Eisenhower CVN-69) будет ослаблен и прикроет ротацию Нимица в Персидском заливе. Он уже находится в этой части света с 5-м флотом США в Бахрейне, но будет возвращен в свой порт приписки в Норфолк для обновления покрытия взлетно-посадочной палубы перед тем, как ляжет на обратный курс.

График замены - это часть жизни ВМФ США, члены экипажей и их семьи изо всех сил стараются помнить об этом, следуя по течению. Но это также и нарушение жизненного графика каждого участника данных событий, сообщает источник.

Устройство авианосца типа Нимиц

25 мая 2005 года: авианосец USS Nimitz CVN-68 ведет группу кораблей ВМФ США и Морских сил самообороны Японии в Тихом океане



6 сентября 2003 года: USS Nimitz CVN-68 в Индийском океане,поддержка операции Iraqi Freedom

USS Nimitz CVN-68 в сухом доке




2010 год: USS Nimitz CVN-68 на базе ВМФ Коронадо / Сан-Диего, Калифорния, 32° 41′ 57″ N, 117° 12′ 55″ W . Рядом - USS Ronald Reagan CVN-76



5 ноября 2012 года: Досуг экипажа авианосца USS Nimitz CVN-68, соревнование "Пирогом в лицо". Впечатления участников соревнования (офицеры):

"Меня отправили (на соревнования) от моего отделения, чтобы позаботиться о нем и представлять его достойно... Мы хорошо провели время. Я смог расслабиться и немного побыть вне рабочей обстановки, сменить ее. "

"Это событие было моральным стимулятором, дающим морякам возможность позабавиться с членами их рабочих центров, размазав по их лицам взбитые сливки... Это хороший способ снять стресс от морских походов и не является формой насмешки. Это развлечение, в чистом виде."