Меню Рубрики

Что раньше не использовали для письма. Чем и на чём писали на Руси, когда привычных ручек и тетрадей не было и в помине

Традиционно, по субботам, мы публикуем для вас ответы на викторину в формате «Вопрос - ответ». Вопросы у нас самые разные как простые, так и достаточно сложные. Викторина очень интересная и достаточно популярная, мы же просто помогаем вам проверить свои знания и убедиться, что вы выбрали правильный вариант ответа, из четырех предложенных. И у нас очередной вопрос в викторине -Что в прошлом не использовалось для письма?

  • папирус
  • бумазея
  • пергамент
  • глиняные таблички

Правильный ответ В. на верхней палубе

Бумазея, или Бомбазин – это ткань, которая имеет невероятно интересную историю. До сих пор доподлинно неизвестно, откуда произошла эта ткань. Некоторые считают, что из Италии, другие уверяют, что из Франции, а третьи считают, что её корни кроются в Испании. И что самое главное – из названия ткани её происхождение также неясно. Бумазея – это русская трактовка исконного названия бомбазин, которое восходит к испанским либо французским корням изделия. «Bombazine» или «bombasin» переводятся с испанского и французского языков соответственно как «хлопок» или «хлопчатобумажная ткань».

Сначала люди рисовали на стенах пещер, камнях и скалах, такие рисунки и надписи называются петроглифами. На них первые художники старались запечатлеть то, что их волновало вчера, сегодня и будет интересовать завтра, а также пытались обозначить границы своих владений и мест охоты для членов из других племен.

Самые древние письмена дошли до нас в виде надписей, выбитых на камне. На камне выбивались письмена религиозного содержания, государственные указы, тексты культового назначения. Но камень как носитель информации и зубило как инструмент для письма, в применении крайне неудобны. Поэтому позднее люди стали писать на том материале, который легче найти или изготовить. Одним из первых доступных материалов стала использоваться глина.

Глиняная табличка — древнейший письменный инструмент, некоторые из них археологи датируют 5500 годом до н.э. (например, Тэртэрийские таблички, имеющие надписи в виде пиктограмм с изображением рогатого скота, веток деревьев и ряд относительно абстрактных символов).

Однако более широкую известность имеют глиняные таблички из Месопотамии, самые древние из которых датируются 2000 годом до н.э.

Способ изготовления подобных табличек был очень прост. Для их изготовления замешивали глину с водой. После этого можно было формировать глиняные таблички и наносить на них информацию. Табличка с сырой глиной использовалась для повседневных целей, а с обожженной под солнцем или в печи - для сохранения написанной информации на длительное время. Такие глиняные плитки можно было посылать друг другу на большие расстояния или составлять из них библиотеки и архивы.

Интересен тот факт, что из глины люди делали даже письма с конвертами. Готовую обожженную глиняную табличку с текстом письма обмазывали слоем сырой глины и на ней писали имя адресата. Затем дощечку повторно обжигали или высушивали на солнце. От выделения пара внутренняя табличка отклеивалась от «конверта» и оказывалась заключенной в нем, как ядро ореха в скорлупе.

Позднее египтяне, греки и римляне использовали для письма и металлические пластины. Древние греки, например, на небольших пластинках из свинца писали письма, а чтобы отпугивать злых духов, в могилу умершему человеку клали пластинку с заклинаниями или магическими формулами. В Риме законы и постановления сената гравировались на бронзовых пластинах и выставлялись на всеобщее обозрение на Форуме. Ветераны римской армии при выходе в отставку получали документ о привилегиях, начертанный на двух бронзовых пластинах. Однако производство металлических пластин занимало много времени и требовало больших затрат, поэтому они использовались в особых случаях и были доступны только высшему сословию.

Более доступный материал для письма был придуман в Древнем Риме. Это были специальные восковые таблички, которыми человечество пользовалось более 1500 лет. Готовились эти таблички из дерева или слоновой кости. От краев дощечки на расстоянии 1—2 см делали углубление на 0,5—1 см., а затем по всему периметру заполняли его воском. На дощечке писали, нанося на воск знаки острой металлической палочкой — стилусом, который был с одной стороны заостренным, а другой его конец имел форму лопатки и мог стирать надпись. Складывались такие восковые дощечки воском вовнутрь и соединялись по две (диптих) или три (триптих) штуки или по нескольку штук кожаным ремешком (полиптих) и получалась книжка, прообраз средневековых кодексов и дальний предок современных книг. В античном мире и Средневековье восковые таблички использовались в качестве записных книжек, для хозяйственных пометок и для обучения детей письму. Подобные вощеные таблички были и на Руси и назывались они церы.

В условиях жаркого климата записи на восковых дощечках были недолговечны, однако некоторые оригиналы восковых табличек сохранились до наших дней (например, с записями французских королей). Из русских цер сохранился так называемый Новгородский кодекс, датируемый XI в. - это полиптих, состоящий из четырех восковых страниц.

Кстати, выражение «с чистого листа» - «tabula rasa» произошло благодаря тому, что периодически воск с дощечек счищали и покрывали им заново.

Папирус, пергамент и береста - прототипы бумаги.

Огромным шагом вперед явилось употребление папируса, введенное древними египтянами. Наиболее древний папирусный свиток относится к XXV веку до н. э. Позднее греки и римляне переняли от египтян письмо на папирусе.

Сырьем для изготовления папируса служил тростник, растущий в долине реки Нил. Стебли папируса очищали от коры, сердцевину разрезали вдоль на тонкие полоски. Получившиеся полоски раскладывали внахлёст на ровной поверхности. На них выкладывали под прямым углом ещё один слой полосок и помещали под большой гладкий камень, а потом оставляли под палящим солнцем. После сушки лист папируса шлифовали и выглаживали при помощи раковины или куска слоновой кости. Листы в окончательной форме имели вид длинных лент и потому сохранялись в свитках, а в более позднее время — соединялись в книги.

В античную эпоху папирус был основным писчим материалом во всём греко-римском мире. Производство папируса в Египте было весьма велико. И при всех своих хороших качествах папирус все же был непрочным материалом. Папирусные свитки не могли храниться более 200 лет. До наших дней сохранились папирусы только в Египте исключительно благодаря уникальному климату этой местности.

И, несмотря на это, он применялся очень долго (вплоть до VIII века н.э.), дольше многих других материалов, пригодных для письма.

В других географических областях, где не было известно о папирусе, люди начали производство материала для письма из кожи животных - пергамента. С древности и до наших дней пергамент известен у евреев под названием «гвиль», как канонический материал для записи Синайского Откровения в рукописных свитках Торы. На более распространённом виде пергамента «клаф» писались также отрывки из Торы для тфил и мезуз. Для изготовления этих разновидностей пергамента используются исключительно шкуры кошерных видов животных.

По свидетельству греческого историка Ктесия в V в. до н. э. кожа уже в то время издавна употреблялась в качестве материала для письма у персов. Откуда она под именем «дифтера» перешла в Грецию, где наряду с папирусом употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры.

По свидетельству Плиния Старшего во II в. до н. э. цари Египта в эллинистический период, желая поддержать книжное богатство Александрийской библиотеки, нашедшей себе соперницу в лице пергамской, в Малой Азии, запретили вывоз папируса за пределы Египта. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем pergamena. Ошибочно в качестве изобретателя пергамента указывается царь Пергама Эвмен II (197—159 до н. э.).

Пергамент уступал папирусу в дешевизне, но зато был гораздо прочнее и мог исписываться с обеих сторон, но дороговизна пергамента повлекла за собой многочисленные случаи вытравливания старых текстов для нового употребления, особенно средневековыми монахами — переписчиками.

Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объем производства уже не удовлетворяли потребностей издателей. Отныне и по наши дни пергамент стал использоваться в основном художниками и в исключительных случаях для книгоиздания.

В поисках более практичных носителей информации люди пробовали писать на дереве, его коре, листьях, коже, металлах, кости. В странах с жарким климатом часто использовали высушенные и покрытые лаком пальмовые листья. На Руси же самым распространенным материалом для письма была береста - определенные слои коры березы.

Так называемая берестяная грамота, кусок бересты с выцарапанными знаками, была найдена археологами 26 июля 1951 года на раскопках в Новгороде. На сегодняшний день таких находок более семисот, они свидетельствуют, что в древнем Новгороде не только знатные люди, но даже крестьяне и ремесленники знали грамоту.

Бумага.

Пока в западном мире шла конкуренция между восковыми табличками, папирусом и пергаментом в Китае во II веке до н.э. была изобретена бумага.

Сначала бумагу в Китае делали из бракованных коконов шелкопряда, затем стали делать бумагу из пеньки. Затем в 105 году н.э. Цай Лунь начал изготавливать бумагу из растолченных волокон шелковицы, древесной золы, тряпок и пеньки. Все это он смешивал с водой и получившуюся массу выкладывал на форму (деревянную раму и сито из бамбука). После сушки на солнце, он эту массу разглаживал с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги. Уже тогда бумага получила в Китае разнообразное и широкое применение. После изобретения Цай Луня, процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, естественные красители и т. д.

В начале VII века способ изготовления бумаги становится известным в Корее и Японии. А еще через 150 лет, через военнопленных попадает к арабам.

Рожденное в Китае бумажное производство медленно продвигается на Запад, постепенно внедряясь в материальную культуру других народов.

На Европейском континенте бумажное производство основали арабы в завоеванной ими Испании в XI веке. Бумажная промышленность в XII — XV веке, быстро акклиматизируется в европейских странах — сначала в Италии, Франции, а затем, и в Германии.

В XI—XII веках бумага появилась в Европе, где вскоре заменила животный пергамент. С XV—XVI веков, в связи с введением книгопечатания, производство бумаги быстро растёт. Бумага изготовлялась весьма примитивно — ручным размолом массы деревянными молотками в ступе и вычерпкой её формами с сетчатым дном. Большое значение для развития производства бумаги имело изобретение во второй половине XVII века размалывающего аппарата — ролла. В конце XVIII века роллы уже позволяли изготавливать большое количество бумажной массы, но ручной отлив (вычерпывание) бумаги задерживал рост производства. В 1799 Н. Л. Робер (Франция) изобрёл бумагоделательную машину, механизировав отлив бумаги путём применения бесконечно движущейся сетки. В Англии братья Г. и С. Фурдринье, купив патент Робера, продолжали работать над механизацией отлива и в 1806 запатентовали бумагоделательную машину. К середине XIX века бумагоделательная машина превратилась в сложный агрегат, работающий непрерывно и в значительной мере автоматически. В XX веке производство бумаги становится крупной высокомеханизированной отраслью промышленности с непрерывно-поточной технологической схемой, мощными теплоэлектрическими станциями и сложными химическими цехами по производству волокнистых полуфабрикатов.


Древний человек, как и современный, периодически испытывал желание зафиксировать свои эмоции или мысли. Сегодня всё просто - мы возьмём блокнот и ручку, либо откроем компьютер и напишем нужный текст. А много веков назад наши пращуры использовали острый камень для выбивания им на стене пещеры рисунка или значка. А на чем и чем писали в стародавние времена на Руси?

Церы и писала - что это такое?

Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском. Это было многоразовое устройство: на воске царапали буквы, при необходимости их затирали, и церы снова были готовы к употреблению.


Писала, которыми и работали с воском, делали из кости, дерева или металла. Эти пращуры современных карандашей выглядели как палочки длиной до двадцати сантиметров, с заостренным концом. Писала украшались резьбой или орнаментом.

Береста и пергамент как замена бумаге

Церы представляли собой, если так можно выразиться, стационарное устройство для письма. Брать их с собой или использовать в качестве почтового отправления было неудобно. Для этих целей служила березовая кора, или береста. На ней наши предки выцарапывали тексты с помощью тех же писал. Делали из бересты и книги. Изначально подбирались кусочки коры нужного размера, одинаково обрезались, и на них наносился текст. Затем изготавливалась обложка, также из берёзовой коры. Когда всё было готово, страницы с одного края пробивались при помощи шила, в полученные отверстия продергивался шнурок из кожи, которым древняя книга закреплялась.


Для серьезных литературных произведений, летописей, официальных грамот, законов использовался более дорогой материал, чем береста - пергамент. Пришёл он из Азии, где был изобретён предположительно во втором веке до нашей эры. Делался он из телячьей кожи, которая проходила особую выделку. Поэтому старинные книги стоили очень дорого - слишком ценное было сырье. Например, чтобы изготовить листы для Библии в современном формате А4, необходимо было использовать не менее 150 телячьих шкур.

Процесс изготовления пергамента был очень непростым. Шкуры промывались, очищались от ворса, вымачивались в растворе извести. Потом мокрое сырье натягивалось на деревянную рамку, растягивалось, сушилось. С помощью специальных ножей внутренняя сторона как следует очищалась от всех частиц. После этих манипуляций шкура натиралась мелом и выглаживалась. Заключительный этап - отбеливание, для этого использовались мука и молоко.

Пергамент был великолепным материалом для письма, светлым и прочным, двусторонним, и к тому же многоразовым - при необходимости верхний слой можно было легко соскоблить. Писали на нем чернилами.

Не ешь ягодку, лучше чернила сделай

Для изготовление чернил на Руси использовалась смола вишни или акации, то есть камедь. В нее дополнительно добавлялись вещества для придания жидкости определенного цвета. Чтобы сделать черные чернила использовали сажу или так называемые чернильные орешки (особые наросты на дубовых листьях). Коричневый цвет получился после добавления ржавчины или бурого железа. Небесно-голубой давал медный купорос, кроваво-красный - киноварь.

Можно было поступить проще, то есть просто использовать природные материалы. Например, сок черники - и готовы красивые фиолетовые чернила, ягоды бузины и корень спорыша - вот вам и тушь синего цвета. Крушина давала возможность сделать яркие пурпурные чернила, а листья многих растений - зелёные.


Приготовление чернил нельзя назвать легким делом, поэтому готовились они непосредственно перед применением и в очень небольшом количестве. Если часть жидкости оставалась неиспользованной, ее хранили в плотно закрытых сосудах из керамики или дерева. Обычно чернила старались делпать достаточно концентрированными, потому при письме в них добавляли воду. Так возникли чернильницы, то есть небольшие устойчивые емкости удобной формы для разведения чернил и макания перьев.

Перышко гусиное, или почему перочинный нож так называется

Когда возникли чернила, появилась необходимость в новом инструменте для письма, так как палочки уже не подходили. Для этой цели отлично подошли птичьи перья, чаще всего это были обычные гусиные, прочные и достаточно удобные. Интересно, что их брали из левого крыла птицы, поскольку такое перышко было удобнее держать в правой руке. Левши делали для себя писчий инструмент из правого крыла.


Перо нужно было как следует подготовить: его обезжиривали, вывариваем в щёлочи, закаливали в горячем песке, и только после этого затачивали или «чинили» при помощи ножичка. Перочинный нож – название пошло именно оттуда.

Писать пером было сложно, для этого требовалось особое умение. При неаккуратном использовании на пергамент летели мелкие брызги, при излишнем нажатии перо распластывалось, создавая кляксы. Потому для написания книг привлекались особые люди - писцы, имеющие красивый аккуратный почерк. Они искусно выписывали заглавные буквы красными чернилами, делали заголовки вязью, украшали страницы книги красивыми рисунками, пускали орнамент по краям.

Приход металлических перьев на смену птичьим

Птичьи перья прослужили человечеству не менее тысячелетия. И только в 1820 году на свет появилось стальное перо. Произошло это в Германии, а через некоторое время металлические перышки пришли в Россию.


Первые металлические перья стоили очень дорого, их часто делали не просто из стали, а из драгоценных металлов, а саму палочку украшали рубинами, алмазами и даже бриллиантами. Понятно, что такая роскошная вещь была доступна только очень богатым людям. Несмотря на появление металлических соперников, гусиные перья продолжали честно скрипеть по бумаге. И только в конце XIX века производство стальных перьев было поставлено на поток, они появились практически в каждом доме, где умели писать.

Металлические перья используют и сегодня – их вставляют в поршневые ручки, плакатными перьями пользуются художники, есть даже специальные нотные перья.

Здравствуйте, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. Сегодня у нас суббота, а значит в эфире Первого канала мы можем смотреть игру . Все вопросы и ответы сегодняшней телеигры можно узнать из полной статьи, пройдя по вышеприведённой ссылке. А в этой статье мы рассмотрим шестой вопрос для игроков второй части игры. Ведь именно он вызвал первые трудности с ответом у Веры Брежневой и Александра Реввы.

Что в прошлом не использовалось для письма?

Игрокам нужно было выбрать ответ из предложенных вариантов: папирус, бумазея, пергамент и глиняные таблички. Верный ответ традиционно выделен синим цветом и полужирным шрифтом. А пока мы рассмотрим предложенные варианты ответа подробнее.

Папи́рус (др.-греч. πάπῡρος, лат. papyrus), или би́блиос (др.-греч. βιβλίος) - писчий материал, в древности распространённый в Египте, а позднее - на всём пространстве античного мира. Для изготовления папируса использовалось одноимённое водно-болотное растение (Cyperus papyrus), принадлежащее семейству Осоковые.

Бумазе́я (англ. Bombazine от фр. bombasin, от итал. bambagia - хлопок) - плотная хлопчатобумажная ткань саржевого, реже полотняного переплетения с начёсом на одной, обычно изнаночной, стороне. Черный бомбазин некогда использовался для траурной одежды, но материал вышел из моды к началу XX столетия.

Перга́мент (в работах по истории и источниковедению обычно перга́мен) (нем. Pergament, от греч. Πέργαμον, Пергамон) - материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных (до изобретения бумаги).

Глиняная табличка (туппу́м, мн. ч. - туппу́мы) - это одна из первых материальных основ для книги, появившаяся около 3500 лет до нашей эры. Глина и её производные (черепки, керамика) была, вероятно наиболее древним материалом для книг.

Таким образом верный ответ напрашивается сам собой, ведь вышеприведённой информации достаточно для определённых выводов.

6. Что в прошлом не использовалось для письма?

  • папирус
  • бумазея
  • пергамент
  • глиняные таблички

Библия - весьма древняя книга, но она ни в коем случае не является самой древней книгой в мире. Открытия прошлого столетия свидетельствуют о том, что искусство письменности было широко распространено во многих странах задолго до возникновения еврейского народа в Палестине. Самые ранние из примеров письменности переносят нас в древние земли Египта и Месопотамии. Нам точно не известно, где и когда зародилась письменность. Естественно, это не произошло так, что некто сел, подумал и сказал: «Сегодня я собираюсь изобрести искусство письма». Известно лишь, что до наших дней сохранилась известняковая табличка с надписями, относящимися к Шумерской цивилизации, которая датируется примерно 3500 годом до нашей эры. Также известно, что, по крайней мере, к 3000 году до нашей эры египетские иероглифы находились еще в стадии развития. В самой Палестине письма, написанные правителями городов, датируются примерно 1400 годом до н.э. Подобная информация имеет важное значение при обсуждении вопроса о происхождении Библии, так как прежде критики Библии скептически утверждали, что во времена Моисея письменность еще не была известна, и, следовательно, Моисей не мог быть автором первых пяти книг Библии. Сейчас мы знаем, что письменность уже широко применялась за много столетий до Моисея, а это означает, что нет никакого повода утверждать, что Моисей не мог написать книг, авторство которых ему приписывается.

Древние народы Палестины и примыкающие к ним государства переняли разные материалы для письма. Сама Библия содержит ссылки на множество таких материалов.

1. Камень. Почти во всех уголках мира материалом, на который были нанесены древнейшие письмена, был камень. В Египте и Вавилоне самые ранние надписи были сделаны на камне. Самые древние из рассматриваемых частей еврейских писаний, найденных в Палестине, тоже были написаны на камнях. Из них наилучшими образцами являются Моавитский камень и Силоамская надпись. Моавитский камень был воздвигнут моавитским царем по имени Меса около 850 года до н.э. и повествует о восстании моавитян против Иорама, царя Израильского. Силоамская надпись рассказывает о строительстве туннеля, пробитого в стене, ограждающей источник Силоам в Иерусалиме. Вероятно, надпись дошла до нас со времени царя Езекии и датируется примерно 700 годом до н.э. То, что эти ранние образцы письменности сделаны на камне, находится в поразительном соответствии с библейским повествованием, так как самым ранним материалом для письма, упоминаемом в Ветхом Завете, был камень. Как известно, Десять Заповедей изначально были написаны на камне. В книге Исход говорится: «И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали, каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исход 31:18, ср. Исход 34:1, 28). После того, как еврейский народ перешел Иордан, ему было заповедано установить камни с высеченными на них словами закона. (Втор. 27:2-3, ср. Ис. Нав. 8:30-32).


2. Глина. В Ассирии и Вавилоне преобладающим материалом для письма была глина. В этих местах из-под земли были извлечены огромные библиотеки глиняных табличек. Например, была обнаружена библиотека ассирийского царя Ашурбанипала (ок. 650 года до н.э.), насчитывающая тысячи табличек с записями различной тематики. В Сирии неподалеку от городов Рас-Шамра (в древности Угарит) и Эбла подобным образом на свет были извлечены огромные хранилища глиняных табличек. После недавно проведенных близ Эблы раскопок было обнаружено более 16 тысяч глиняных табличек, датируемых 2500 годом до н.э. В Египте тоже использовали глину. Это подтверждает открытие более 350 табличек в самом сердце Египта, известном как Тель эль-Амарна. На табличках, обычно продолговатой формы, писали, пока они были сырыми, а затем их обжигали, или просто давали высохнуть на солнце. Глиняный материал упоминается в книге Иезекииля 4:1, где пророку заповедано начертить план Иерусалима на черепице.

3. Дерево. Довольно часто в древности для письма использовались деревянные дощечки. В Греции в течение многих веков дощечки были распространенным материалом для письма. В Афинах в четвертом столетии до рождества Христова такие дощечки отбеливались в известковом растворе, чтобы на них лучше держались чернила, и использовались для ведения официальных записей. Дощечки для письма были обнаружены также в Египте и Палестине. Вероятно, такие дощечки упоминаются и в книгах Исаии 30:8 и Аввакума 2:2.

4. Кожа. В течение многих столетий в истории Библии важную роль играла кожа животных. Хотя кожа особо не упоминается в Ветхом Завете, бесспорно, она являлась основным материалом, использовавшимся евреями для письма. Нож писца, применявшийся для исправления ошибок, упоминается в книге Иеремии 36:23. Это служит хорошим свидетельством того, что свиток, о котором говорится в данном стихе, был кожаным, так как такой острый инструмент, как нож, не мог применяться по отношению к тонкому материалу для письма. Согласно другим источникам, Ветхозаветные Писания были записаны на коже и дошли до нас в таком виде. Еврейский Талмуд, представляющий собой сборник толкований и дополнений к Ветхому Завету, определенно требовал, чтобы Писания переписывались на коже животных, что тоже, несомненно, отражает древние традиции. Таким образом, мы можем с уверенностью заключить, что обычно Ветхозаветные Писания наносились на подготовленную особым образом кожу животных. Возможно, когда Павел просил принести ему кожаные книги (2 Тим. 4:13), он подразумевал при этом копии частей Ветхого Завета.

5. Папирус. Ту важную роль, которую в ветхозаветные времена исполняла кожа, во времена Нового Завета играл папирус. И действительно, среди всех доступных материалов для письма папирус был наиболее важным и настолько распространенным в древние времена, что можно почти полностью быть уверенными в том, что оригиналы посланий Нового Завета были написаны на листах папируса. Целые плантации тростника, из которого изготавливался папирус, в прошлом располагались вдоль реки Нил. Это объясняет его столь раннее, около 3 000 лет до н.э., применение в Египте в качестве материала для письма. Популярность папируса распространилась из Египта в соседние страны, и его употребление стало настолько распространенным, что он стал универсальным средством для создания книг в Греции и Риме. К четвертому веку до нашей эры применение папируса стало столь широким, что великий историк Геродот едва мог признавать цивилизованными людей, использовавших что-либо иное, нежели папирус. Он писал: «Бумажные свитки Иониане также называли пергаментом, потому что ранее, когда бумага была редким явлением, они вместо нее использовали шкуры овец или коз - материал, на котором многие варвары и сейчас имеют обыкновение писать». Под словом «бумага», естественно, подразумевалась не современная бумага, а папирус, и Геродот в свое время называл варварами тех, кто им не пользовался.

Производство папирусных листов является одним из показателей уровня умения людей, живших в далеком прошлом. Из сердцевины стеблей тростника вырезались тонкие полоски и укладывались вплотную друг к другу, чтобы сформировать лист. Второй слой укладывался поперек первого и скреплялся с ним посредством увлажнения и давления. После высушивания и полировки лист становился готовым к употреблению. Иногда папирус употреблялся просто в виде одиночных листов, как, например, для написания письма или расписки; в других случаях листы соединялись между собой для того, чтобы образовать свиток. В древние времена, вплоть до первого или второго столетий нашей эры, папирусные свитки назывались «книгами».

Почти каждый из нас слышал о папирусных свитках. Как же они выглядели и для чего применялись? Папирусные свитки были разной длины, однако в среднем свиток был длиной 9 метров и шириной 25 сантиметров. Обычно для письма использовалась только одна сторона, хотя иногда писцы могли использовать обе стороны свитка (сравните с Откр. 5:1). Текст наносился в виде колонок различной ширины, в среднем от 7 до 10 сантиметров. Часто внутренний край свитка (иногда оба края) прикреплялись к деревянной рукоятке для того, чтобы его легче было разворачивать и сворачивать. Заголовок документа наносился на отдельную полоску папируса, которая прикреплялась к свитку снаружи. Часто свиток помещали в защитную оболочку и хранили в деревянном ящичке.

Однако приблизительно в первом или втором столетии после рождества Христова папирусные свитки стали уступать место новым видам папирусных книг, так называемым папирусным кодексам . Рукописный кодекс - это попросту то, что мы сегодня называем книгой. Другими словами, вскоре после рождения Христа люди стали сшивать папирусные листы вместе, придавая им форму книги, вместо того чтобы прикреплять их друг к другу для образования свитка. Кодексы или книги имеют определенные преимущества перед свитками: их удобнее носить и использовать для быстрого нахождения ссылок; кроме того, они могли содержать больше информации по сравнению со свитком средней длины. По этим причинам ранние христиане при копировании и распространении Новозаветных Писаний отдавали предпочтение кодексам, нежели свиткам. И действительно, похоже, что именно благодаря христианам кодексы получили раннее и широкое распространение.

6. Веллум или пергамент. Веллумы приобрели известность и широкое распространение в качестве материала для письма благодаря усилиям царя Малой Азии Евмена II (197-158 г.г. до н.э.), проживавшего в городе Пергаме. Евмен II стремился создать у себя библиотеку мирового масштаба, однако египетский царь предпринял попытку помешать его планам, прекратив поставки папируса из Египта. Единственной альтернативой для царя Евмена было создание собственных материалов для письма, для чего он усовершенствовал процесс обработки кожи. Результатом этих усовершенствований и явилось то, что мы сейчас называем веллумом или пергаментом.

В настоящее время термины «веллум» и «пергамент» используются взаимозаменяемо и относятся ко всякого рода коже животных, обработанной с целью нанесения на нее письма. Однако изначально слово «веллум», от которого произошло английское слово veal, означало кожу телят и антилоп, в то время как слово «пергамент» применялось к коже овец и коз. Слово «веллум» всегда предполагало, что кожа была хорошего качества и отличалась от обычной кожи тем, что не подвергалась дублению. Изучение материала о веллуме и его месте в истории письменности особенно важно, так как он использовался более тысячи лет для изготовления копий Нового Завета. Это, в свою очередь, требует рассмотрения вопроса о приготовлении веллума. Этот сложный процесс начинался с того, что кожу, снятую с убитого животного, растягивали и сушили. С одной стороны кожи удалялась шерсть, а с другой - остатки тела животного, после чего кожа шлифовалась камнями с обеих сторон. Листы веллумов разрезались и складывались посредине так, что наружная сторона листа была обращена к наружной, а внутренняя - к внутренней. При помощи острого инструмента на листах наносились линии так, что с одной стороны оставались бороздки, а с другой - выпуклые линии. Тексты в кодексах из веллума наносились в виде колонок, сначала по три или четыре колонки на страницу, а потом по одной или две.

Веллумы выглядят очень красиво. Два из наиболее ценных манускриптов Нового Завета, существующих сегодня, являют собой выдающиеся образцы веллумов очень высокого качества. Иногда для особого эффекта веллум окрашивали в пурпурный цвет, а надпись наносили золотом или серебром. Однако наиболее ценной характеристикой веллума является его долговечность. Папирус по своей природе более хрупок и недолговечен, а также подвержен разложению. По этой причине, а также из-за нехватки папируса, вытеснение его веллумом стало неизбежным, так что начиная с четвертого века до средневековья основным средством для передачи и сохранения записанного Слова Божьего был веллум.

7. Бумага. Бумага тоже берет свое начало в древнем мире. Ее производство из волокнистых материалов практиковалось в Китае со второго века до нашей эры, однако прошло еще много времени, прежде чем секрет ее производства стал известен остальному миру. Это произошло примерно в восьмом веке нашей эры, когда арабы взяли в плен нескольких китайцев, владевших искусством изготовления бумаги. Постепенно знания о способах изготовления бумаги стали распространяться, и уже к тринадцатому веку большая часть Европы уже пользовалась бумагой. Значительная часть библейских рукописей, особенно тех, что происходят с Востока, написаны на бумаге.

8. Другие материалы. Такие виды материала, как воск, золото, серебро, медь, свинец, кость, полотно и обломки гончарных изделий тоже использовались для письма в древности, но те, что были перечислены выше, представляют важность при изучении истории Библии. Инструмент, которым пользовался писец, зависел от характера поверхности, на которую наносился текст. Если материалом для письма были воск или глина, то применялся острый инструмент, называемый стило. В случае использования папируса применялось перо. Несомненно, такое перо упоминается в 3 Иоанна 13. Чернила различались по составу, однако те, что использовались для написания манускриптов на веллумах, были очень долговечными