Меню Рубрики

Профессии связанные с помощью людям. "помогающие" профессии

В список профессий, связанных с общением с людьми, можно включить сотни самых разных специальностей – от врачей и учителей до официантов и управленцев.

Средняя заработная плата: 20000 рублей в месяц

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Профессии, связанные с общением с людьми, многие эксперты считают наиболее сложными. В них далеко не все зависит от знаний и квалификации специалиста - многое решает умение найти подход к человеку и выбрать правильную стратегию поведения для достижения положительного результата.

Профессии, требующие специального образования

Профессии, относящиеся по классификации академика Е. А. Климова к категории «человек - человек», предполагают непосредственное общение между теми, кто оказывает какого-либо рода услуги, и теми, кто их получает. Специальности этой категории отличаются большим разнообразием, их представители работают во всех сферах нашей жизни. Их можно классифицировать по разным признакам, мы же остановимся на показателе обязательности наличия специального образования.

Итак, профессии, связанные с общением с людьми, требующие получения диплома вуза или специализированного ссуза (список составлен в произвольном порядке):

  • Главная задача огромной армия профессионалов этой специальности - передать определенные знания и навыки. И речь идет не только о школьных учителях, но и о воспитателях детских садиков, преподавателях университетов и колледжей, спортивных тренерах, логопедах, дефектологах. В этой сфере чаще всего работают люди, которые искренне любят свое дело, ведь их материальное вознаграждение обычно оставляет желать лучшего.
  • . Персонал больниц, поликлиник, санаториев и оздоровительных центров постоянно находится в контакте со своими пациентами. Основная роль в учреждениях здравоохранения принадлежит врачам, хотя огромный объем работы выполняется медсестрами. Хорошие доктора лечат не болезни, а пациента, поэтому уделяют внимание его проблемам и образу жизни. Количество контактов в течение дня зависит от специализации врача и места его работы. Так, хирург в больнице в основном общается лишь с теми больными, которые находятся у него в стационаре, и их родными, а терапевту в поликлинике приходится иметь дело с гораздо большим потоком тех, кто обращается за медицинской помощью.
  • С начала 2000-х наука о высшей нервной деятельности в России развивается особенно бурно, и после десятилетий непризнания этой профессии в советские времена специалисты получили возможность реализовать свои таланты. Люди еще во многом с недоверием относятся к психологам, опасаясь делиться своими проблемами и предпочитая решать их народными способами. Однако постепенно лед тает, и сейчас поход к семейному психологу уже не считается чем-то зазорным, а специалисты по работе с детьми есть в большинстве крупных школ.
  • Способность найти нужную информацию, получить комментарии экспертов, узнать точку зрения простых людей, умение все это быстро и качественно обработать и предоставить на суд зрителям, читателям, слушателям - вот основные задачи репортеров. Считается, что это работа для молодых, причем вовсе не обязательно иметь диплом журналиста, достаточно любого высшего образования, знаний в какой-либо сфере и умения общаться. От радиожурналистов требуется четкая дикция, а телерепортерам не обойтись без привлекательной внешности. В печатных СМИ важно умение интересно и грамотно излагать свои мысли.
  • . Знание иностранных языков массовым пока не стало, поэтому профессия переводчика остается очень востребованной. Обслуживание политических и бизнес-делегаций, работа в компаниях, имеющих зарубежных партнеров, и последовательный перевод на различных мероприятиях - это неполный перечень обязанностей специалиста. Многие знатоки языков работают гидами интуристов в России или российских путешественников в других странах.
  • Управленец . Руководить коллективом, независимо от его численности, - это особое умение. Работа управленца направлена на организацию деятельности каждого сотрудника с целью достижения его максимальной продуктивности с учетом профессиональных и личных качеств. Если руководитель просто раздает «ценные указания», не прислушиваясь к мнению работников, то со временем у предприятия возникнет проблема с квалифицированным персоналом, решить которую не поможет даже повышение зарплаты.
  • . Это специалист по человеческим ресурсам, или попросту . Любая более-менее крупная компания или организация имеет собственный отдел работы с персоналом, где трудятся профессионалы, главная задача которых - подобрать подходящего сотрудника на вакантное место. Кроме того, они занимаются обучением штатного персонала, разрабатывают систему поощрений и взысканий. Многие фирмы при поиске необходимого работника обращаются в специализированные HR-агентства, имеющие базу кандидатов на разные должности.
  • . Такой человек идет к людям, которые пребывают в сложных жизненных обстоятельствах (болезнь, одинокая старость, неприспособленность к жизни, отсутствие необходимых навыков), и помогает им словом и делом. Нередко соцработникам приходится находить контакт с людьми, которые этого вовсе не хотят (наркоманами, алкоголиками, другими асоциальными элементами).

Представители всех этих профессий, за редким исключением, имеют высшее образование, чаще всего гуманитарное, хотя в случае с управленцами и некоторыми журналистами подойдет и техническое. Что касается учителей и медиков, то они обязаны закончить специализированный вуз или колледж, другие варианты не рассматриваются.

Профессии без высшего образования

На рынке труда есть и другие профессии, связанные с общением с людьми, и чтобы их получить, не надо поступать в вузы. Многие специальности можно освоить самостоятельно прямо на рабочем месте, или же пройдя краткосрочные курсы в учебном центре.

Среди доступных многим профессий можно назвать такие:

  • . Сотни тысяч молодых людей, в первую очередь девушек, начинают свою трудовую деятельность в магазинах. Обаяние, улыбка, умение найти подход к потенциальному покупателю, завоевать его доверие - все это способствует увеличению продаж, а от их объема зависит заработная плата сотрудника. Консультант обязан назубок знать реализуемый ассортимент, все мельчайшие свойства предлагаемого товара, его достоинства и недостатки.

Это далеко не все профессии, связанные с обязанностью общаться с людьми. Список могут продолжить спасатель, библиотекарь, туристический агент, почтальон, консультант, экскурсовод, рекламист. Перечень специальностей очень велик, и он продолжает расширяться.

Где лучше учиться

Высшее образование по профессиям, предусматривающим работу с людьми, можно получить в классических и гуманитарных университетах. Сейчас многие вузы, даже технические, стремятся ввести в свои учебные программы специальности для широкого круга абитуриентов, чтобы привлечь молодых людей с разными способностями. Конкурс напрямую зависит от престижности вуза и конкретного профиля обучения. Так, на переводчика или врача поступить сложно, гораздо проще стать учителем или юристом.

Более быстрое вхождение в профессию обеспечивают средние специальные учебные заведения. Те, кто хочет пораньше начать работать, подают документы в ссузы, которые специализируются на разных профилях подготовки. Медицинские и педагогические училища, колледжи сферы обслуживания никогда не пустуют. А для видов деятельности, в которых нужен минимум специальных знаний, работодатели организовывают обучение непосредственно на рабочем месте под руководством опытных сотрудников или направляют новичков в учебные центры по подготовке персонала.

Кому подходят

Работа с людьми подходит тем, кто открыт внешнему миру, то есть . Они легко входят в контакт, сопереживают, стремятся помочь и ищут варианты, как сделать это лучше в таких профессиях будет тяжело, они все время будут чувствовать себя не в своей тарелке и сомневаться в собственном выборе.

Для работы с людьми необходимо иметь такие качества:

  • коммуникабельность;
  • терпеливость и самоконтроль;
  • вежливость и толерантность;
  • способность слушать другого человека и понимать его проблемы;
  • доброта и готовность помочь;
  • эмоциональная устойчивость;
  • умение аргументировано отстаивать свою позицию;
  • инициативность и ответственность.

Плюсы профессий, связанных с общением, - возможность реализовать свой потенциал, благодарность со стороны потребителей услуг. Минусы - стрессы и психологические перегрузки, высокий уровень ответственности и не всегда высокие зарплаты.

Сколько получают

У большинства представителей «коммуникабельных» профессий доходы невелики. На их величину влияет ряд факторов: место проживания, специальность, должность, стаж работы. Например, учителя в Москве в среднем зарабатывают около 70 тысяч рублей в месяц, в Санкт-Петербурге - 65 тысяч, а в небольших городках приходится довольствоваться 15-20 тысячами рублей. Среди врачей ситуация схожая: в столицах платят 60-70 тысяч рублей, в провинциях - от 20 до 30 тысяч.

Некоторые специальности, связанные с работой с людьми, оплачиваются лучше. В первую очередь можно говорить о руководителях, оклады которых выше. В частном секторе услуги управленцев оцениваются по договоренности, кроме того, по контракту им полагаются дополнительные бонусы за увеличение прибыли компании. Также востребованы услуги переводчиков, которые могут получать от 40 до 80 тысяч рублей в зависимости от иностранного языка, которым они владеют.

Перспективы профессии

Современная экономика приобретает все больше признаков постиндустриальной модели. Новые технологии, компьютерные системы и интернет занимают все большую долю в национальных ВВП, а вскоре к этому перечню добавится искусственный интеллект. Растет количество услуг, которые предполагают взаимодействие людей между собой. По мнению экспертов, в ближайшие десятилетия будут активно развиваться сферы образования, здравоохранения, отдыха и развлечений.

Добрый день, друзья! Сегодня поговорим о том, как выбрать профессию – в первый или очередной раз. Обсудим основные факторы, влияющие на самоопределение, рассмотрим некоторые профориентированные методики и, как всегда, поможем добрым советом.

  • личный комфорт,
  • вектор саморазвития,
  • материальное благосостояние,
  • окружение.

Причины выбора той или иной профессии

Это только кажется, что на профессиональное определение влияют исключительно интересы. Почему же человек выбирает ту или иную профессию? На самом деле факторов для выбора множество:

  • Престиж, мода

В 60-е все хотели быть космонавтами, в 90-х – юристами и экономистами. Сейчас на пьедестале специалисты IT-сферы, топ-менеджеры, чиновники высшего звена. Но не стоит руководствоваться только этими критериями: мода меняется, престиж уходит, и, возможно, это произойдет раньше, чем вы окончите вуз.

  • Финансовое благополучие

К наиболее оплачиваемым относятся профессии капитана океанского лайнера, пилота, топ-менеджера, IT-специалиста, маркетолога и т. д. При выборе “золотой жилы” учтите, что сама по себе профессия больших денег не принесет. Чтобы иметь высокую зарплату, нужно быть хорошим специалистом, а для этого требуются дополнительные знания и опыт.

  • Советы друзей и знакомых

Иногда молодые выбирают жизненный путь “за компанию”. Лучший друг после 11 класса идет на ветеринара – чем не повод последовать за ним? Вместе же интереснее. Иногда это срабатывает, но в основном такой необдуманный поступок влечет разочарования в профессиональном плане.

  • Мнение родителей

Казалось бы, кто лучше мамы с папой знает своего ребенка? Тем не менее большое число великих писателей состоялось после отказа следовать отеческой стезе и тайного поступления в литературный институт. Зачастую родители в своих советах исходят не из способностей сына или дочери, а из соображений престижа или собственных нереализованных желаний.

Бесспорно, их мнение стоит выслушать, но оценивать каждый совет нужно трезво. Если сомневаетесь, выслушайте мнение других уважаемых вами взрослых, например, учителя. Посторонние свободны от беспокойства за вашу судьбу и лишнего тщеславия, поэтому дадут более взвешенный совет.

  • Собственное желание

Голос интуиции слушать нужно. Сложность в том, что он не всегда отличим от сиюминутной прихоти. Проверенной временем мечте доверять можно, но, если она загорелась совсем недавно, поживите с ней некоторое время и присмотритесь получше.

Что делать, если нет идей?

Далеко не все старшеклассники к моменту поступления в вуз определились с будущей профессией. Как быть, если душа ни к чему не лежит?

  1. Разберитесь в себе, оцените способности. Постарайтесь поразмышлять аналитически, чем бы вы могли заниматься.
  2. Накидайте несколько вариантов, изучите их досконально. Возможно, все они отпадут как непригодные, а взамен придет что-то стоящее.
  3. Если совсем не можете определиться с выбором, а вот-вот поступать учиться, у вас есть несколько вариантов: а) пойти, куда скажут родители или куда позовут друзья, б) выбрать что попроще и поближе к дому, в) подождать годик и разобраться в себе (и, конечно, поработать).
  4. Пробуйте все возможные занятия на себе. Официант, курьер, менеджер – все, что возможно . Вы лучше узнаете свои сильные и слабые стороны, закалите характер, обрастете новыми знакомствами и сделаете выбор.

Гарантий, что вы не ошибетесь, нет. Но главная ошибка – это бездействие. Какую бы профессию вы ни предпочли, это ваш путь, и он обязательно пойдет вам на пользу.

Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь?

По данным опросов, почти 60 % россиян работают не по специальности. Треть опрошенных трудится неохотно. Еще 16 % ежегодно меняют работу. Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь? Да, иногда встречаются счастливчики, угадавшие свое предназначение с детства.

Как правило, они проявляют свои увлечения сразу и сохраняют интерес к ним в течение длительного времени. Поэтому, если ваш ребенок несколько лет подряд лечит бездомных котят, скорее всего, он уже сделал выбор.

Маленькая Люба с ранних лет играла в учителя. Уже подростком она регулярно объясняла одноклассникам трудные задачки, для чего приходила в школу задолго до начала занятий. И это без всяких поручений учителя! Самое удивительное, что и неуспевающие друзья спешили оказаться в школе чуть свет, чтобы укрепить свои познания в математике.

Поступать Любовь пошла, конечно, в педагогический институт. Закончив, приступила к преподаванию. Было время, когда Люба чуть было не ушла работать на завод, но судьба вернула ее на верную дорогу.

Любовь Ивановна была любимой учительницей нескольких поколений. За 25 лет стажа у нее накопилось немало наград. А сейчас, в возрасте 82 лет, она продолжает объяснять трудные задачки, но уже в качестве репетитора.

Правильно выбрать профессию сложно даже тем, у кого есть любимый школьный предмет. Скажем, подросток любит биологию, а она открывает широкий простор для выбора: ветеринар, агроном, биолог, преподаватель и т. д. Поэтому судить о профессиональной склонности по школьным предпочтениям не совсем верно.

Когда стоишь на перепутье, кажется, что перед тобой множество дорог. Но, изучая карту, понимаешь, что одна из них закрыта для проезда, вторая существует только виртуально, третья слишком разбита прохожими, четвертая заросла кустарником, и лишь на паре остальных уложен асфальт. Никто не утверждает, что идти нужно исключительно по асфальту. Принц прорывался сквозь заросли, чтобы разбудить спящую красавицу. Решайте, что ближе вам: что проще или что заманчивее.

Так и в жизни: начинаешь анализировать все варианты и приходишь к выводу, что одна специальность не нравится, вторая не подходит по личным качествам, освоить третью не по карману, а к четвертой просто нет способностей. Остается несколько, выбрать из них уже легче.

Грамотный подход к собственному будущему означает, что надо принимать в расчет не только моду и собственные устремления. Помимо этого, стоит оценить:

  • способности,
  • личные качества,
  • возможные перспективы.

Скажем, вы мечтаете стать профессиональным хоккеистом и уже сейчас не пропускаете ни одной игры, но тренер утверждает, что вы недостаточно сильны. К его мнению стоит прислушаться и выбрать смежную профессию, связанную со спортом. Но можно проявить упрямство и идти к своей мечте, ведь способна творить чудеса.

Или вы хотите стать инженером-конструктором, техническое и творческое мышление у вас на высоте, но, к примеру, не хватает усидчивости. Хорошенько подумайте, сможете ли вы сидеть за компьютером по 8 часов 5 дней в неделю или вам захочется сбежать уже через месяц.

Перспективы той или иной специальности оценить трудно (казалось бы, забыты конюхи и печники, а сейчас эти люди на вес золота), но всегда можно почитать прогнозы, посетить различные семинары и ярмарки вакансий.

Какие профессии будут востребованы в будущем?

Так, специалисты из Сколково обещают, что совсем скоро появятся совершенно новые профессии, вроде менеджера космотуризма и дизайнера виртуальных миров. Аналитики утверждают, что в ближайшее время не потеряют своей актуальности IT-специалисты, менеджеры и прочие управленцы, строители.

Понятно, что всегда будут нужны учителя и врачи. Девушки не останутся без работы в педагогике (школа, садик, дополнительное образование), в сфере гостеприимства и красоты.

С усилением глобализации будет развиваться туризм, а значит, любители путешествий найдут себе применение. Будут востребованы люди, оказывающие различные персональные услуги (например, ) и занятые в сфере интернета. Остальные прогнозы (о замене инженеров, контролеров и грузчиков роботами) носят вероятностный характер.

В любом случае, если чувствуете, что у вас есть призвание к чему-то, не уклоняйтесь от него. Хорошие специалисты ценятся всегда.

Тесты в помощь

На сегодняшний день разработано немало методик и тестов, с помощью которых можно выбрать себе профессию.

Соционика – концепция типов личности по параметрам: экстраверсия/интроверсия, логика/интуиция, логика/этика, рациональность/иррациональность. Сочетание этих характеристик дает 16 психотипов, каждому из которых рекомендуется ряд профессий. У меня, например, получилась такая картина. Довольно точный портрет.

Официально не все признают соционику наукой, но тестирование дает интересные результаты.

Опросник Голланда

Разделение людей на типы (реалистический, интеллектуальный, социальный, артистический, предприимчивый, конвенциональный) немного напоминает предыдущий тест. Опросник Голланда позволяет разобраться в личностных качествах, оценить коммуникативные навыки и получить несколько приблизительных рекомендаций.

Методика Климова

Академику Е. А. Климову мы обязаны тестами, которые в свое время наполнили все центры занятости. Ответив на 20 вопросов теста , испытуемый получает подходящий ему тип профессии – это те самые “человек – человек”, “человек – природа”, “человек – техника”, “человек – знаковая система” и “человек – художественный образ”. В последнее время к этой классификации добавляется еще группа “человек – самореализация” (речь идет, например, о спортсменах).

С помощью этого метода можно определить примерную сферу приложения таланта, но стоит учитывать, что со времен ее создания перечень и содержание профессий изменились.

Матрица выбора профессии

Достоинство этой методики в небольшом количестве вопросов и наглядности результатов. Выбрав 2 нужных варианта, находите в таблице их пересечение и получаете профессиональные рекомендации. Недостаток – в ограниченном выборе советов.

Как помочь ребенку определиться с профессией?

Родителям свойственно оберегать детей от ошибок, но профориентация должна быть их самостоятельным выбором. Как правильно наставить подрастающее поколение и помочь ребенку определиться с профессией?

  1. Почаще беседуйте с подростком, узнавайте не только склонности, но и их предпосылки. Интересуйтесь, из каких соображений чадо отдает предпочтение тому или иному делу – так вы узнаете не только его мотивы, но и уровень осведомленности о профессии.
  2. Постарайтесь углубить представление подростка о работе: подскажите литературу, познакомьте с людьми, которые заняты данным трудом. Сериалы про врачей и следователей рисуют идеалистичные картины, а вот сосед-участковый поведает всю правду как есть.
  3. Помогите найти тесты по профориентации, но объясните, что они не в полной мере отражают действительность, а лишь дают некоторые ориентиры.
  4. Не настаивайте на поступлении в вуз. Во-первых, иногда для успешного овладения специальностью достаточно техникума или курсов. Во-вторых, когда молодой человек повзрослеет, он сам почувствует необходимость высшего образования, а значит, сделает правильный выбор и будет относиться к учебе более ответственно.
  5. Узнайте, какие специальности можно получить в других регионах. Во-первых, узнаете обо всех новых веяниях, а во-вторых, иногда в соседней области можно бесплатно научиться тому, за что в вашем городе придется отдать немало. Если сын или дочка ради успешного будущего готовы ехать за тридевять земель, не сдерживайте их: все равно рано или поздно уедут.
  6. Дайте возможность подростку попробовать свои силы в какой-либо отрасли. Хочет стать педагогом – пусть договорится о проведении уроков вместе с учителем, мечтает о ресторанном бизнесе – посоветуйте устроиться в “Макдоналдс”.
  7. Дайте ему шанс принять самостоятельное решение. Пусть подросток наломает дров, получит ценные навыки и хорошие уроки, но зато не будет обвинять вас в неудавшейся жизни. Род деятельности всегда можно поменять, утраченное доверие вернуть сложнее.

Смена профессии после 30 лет

Тема профориентации актуальна не только для молодежи. По разным причинам (изменение рынка труда, переезд, личные обстоятельства) о смене работы задумываются люди в любом возрасте. Один из наиболее популярных – чуть за 30, недаром этот период считается кризисным.

Что выбрать, если вы решились на смену профессии в 30 лет? Людям с семьей и порядочным трудовым стажем не просто отважиться на этот шаг. Мы уже описывали случаи, когда действительно необходимо. Если сомневаетесь, проанализируйте свою жизнь и доверьтесь голосу интуиции.

Если вы решили проститься с прежним местом, но мешают страхи, скажите себе следующее:

  1. Мне не уже, а еще только за 30. Я молод, полон сил, и у меня все получится.
  2. Я лучше, чем в 18, знаю свои потребности и возможности.
  3. Психологи считают этот возраст подходящим для жизненных перемен, т. к. сохраняется свежесть мышления и вместе с тем имеется трезвость суждений и немалый опыт.
  4. Все мои умения остаются со мной. Будет замечательно, если они пригодятся мне на новом месте, если же нет, я еще могу все вернуть.

Перемены возможны по следующим сценариям:

  • Занять востребованную нишу – освоить новую профессию.
  • Развивать полученные навыки в новом направлении – сделать плавный переход к новой деятельности, основываясь на том, что у вас получается лучше всего.
  • Превратить увлечение в работу – внять зову души.

Первые два пункта выбираются, что называется, разумом, а третий – сердцем. Какие же есть плюсы и минусы у каждого?

  1. Плюсы первого варианта очевидны: если профессия востребована, специалисты нарасхват. Особенно это касается новых отраслей. Здесь и зарплата обычно выше. Но есть риск, что освоение пойдет не так успешно, как хотелось бы. Но, пока не попробуете, вы же этого не узнаете, верно?
  2. Второй подход представляется самым разумным: вы ничего не теряете, развиваясь в смежной деятельности, а переход получается плавным и безболезненным. Если чувствуете, что резкие скачки не для вас, выбирайте этот путь.
  3. Третий сценарий подойдет увлеченным натурам, которым скучно заниматься нелюбимым делом. Положительная сторона: профессия будет нравиться. Отрицательная: не факт, что удастся извлечь из хобби доход.

Заключение

Каждый выбирает свою дорогу. А истории людей, успешно сменивших профессию, вы всегда найдете на нашем блоге. Еще бы, ведь его создатель – Василий Блинов, сам и рассказал об этом читателям.

Если вы связываете будущее с удаленным заработком, ознакомьтесь со и выберите себе занятие по вкусу. А курс поможет вам начать зарабатывать с удовольствием.

Хотите счастья? Тогда смените свой дорогой костюм директора по маркетингу или IT на телогрейку крановщика или рясу священника. Американский Forbes со ссылкой на Christian Science Monitor называет десять самых счастливых профессий мира.

1. Духовенство. Самыми счастливыми оказываются люди, наиболее отдаленные от мирской суеты.

2. Пожарные. 80% пожарных говорят, что очень довольны своей работой. Они чувствуют, что помогают людям.

3. Физиотерапевты. Постоянное общение с людьми и ощущение, что ты помогаешь, делают эту профессию одной из самых счастливых.

5. Коррекционные педагоги, учителя дефектологи (те, кто учат людей с инвалидностями). Если мечтаете не о горах денег, а о счастливой работе, можете стать наставником для людей, которые немного отличаются от других.

6. Учителя. Простые педагоги довольны своей работой, хотя в образование сейчас идет мало денег даже в Штатах. Но молодые все равно идут в профессию и чувствуют себя счастливыми людьми.

7. Люди искусства. Скульпторы, живописцы и другие творческие личности говорят, что довольны своей работой, несмотря на многие тяготы жизни и частое безденежье.

8. Психологи. Психологи не всегда способны решить проблемы пациентов, но, похоже, своих тараканов в голове они усмирить умеют.

9. Агенты по продаже финансовых услуг. 65% людей этой профессии довольны своей работой. Возможным объяснением может служить тот факт, что многие из них зарабатывают $90 тыс., работая всего по 40 часов в неделю в комфортных офисах.

10. Инженеры по эксплуатации. Еще бы не быть счастливым, когда на работе тебя ждут «большие игрушки» ― бульдозеры, фронтальные погрузчики, экскаваторы, краны, большие насосы и все в таком духе. К тому же часто оказывается, что вакансий в этой сфере больше, чем квалифицированных кадров, поэтому счастье людей этой профессии вполне понятно.

А вот список самых ненавистных должностей. Любопытно, что люди из этого списка зарабатывают гораздо больше и обладают более высоким социальным статусом. Но они находятся в плену иерархической бюрократии, поэтому видят мало смысла в том, чем занимаются.

1. IT-Директора (CIO)

2. Директор по продажам и маркетингу

3. Продакт-менеджер

4. Ведущий веб-разработчик

5. Технический специалист

6. Электротехник

8. Специалист технической поддержки

9. Оператор станка

10. Менеджер по маркетингу

В New York Times была заметка, в которой автор утверждает, что «жизнь становится осмысленной, когда человек чувствует себя полезным». Возможно, в этом и есть различие между счастливой и ненавистной работой.

Много ли у вас знакомых, чья работа приносит пользу другим?

Среди все остальных типов профессий тип «человек - человек», пожалуй, предлагает самый широкий ряд видов деятельности. К этому типу относятся не только врачи, учителя, менеджеры и продавцы. Если вы любите постоянно общаться с людьми, стремитесь помогать окружающим или выявили в себе лидерские качества, тогда следует узнать, какие существуют профессии, связанные с людьми .

Профессии типа «человек - человек» связаны с такими видами деятельности, как обучение, обслуживание, воспитание и руководство . Лучше ориентироваться в области общения с людьми помогают такие учебные предметы, как история, литература, психология, социология и другие, основная направленность которых ориентирована на изучение людей и общества в целом.

Выбор любой профессии, связанной с общением с людьми, должен основываться на ваших индивидуальных склонностях и интересах к той или иной области труда. Выявлению таких склонностей может способствовать опыт общественно-организаторской работы в школе, опыт организации или участия в коллективных мероприятиях , опыт подготовки социальных ярмарок и т. д.

Одной из основных особенностей профессий, связанных с людьми, является то, что большая часть труда будет уходить на взаимодействие между людьми . Если такое взаимодействие не будет налажено, значит, и работа в целом ладиться не будет. Например, если у воспитателя, педагога или руководителя не складываются доверительные взаимоотношения с людьми, которых он воспитывает или которыми руководит, то, соответственно, весь труд человека будет напрасным.

Еще одной особенностью профессий типа «человек - человек» является то, что от человека требуется двойная подготовка . Во-первых, нужно уметь устанавливать и поддерживать контакт с очень разными по статусу и по возрасту людьми, понимать их и с легкостью разбираться в особенностях поведения и характера каждого, а во-вторых, нужно быть хорошо подготовленным и в своей области производства, науки, техники или искусства.

Профессии, связанные с людьми, требуют индивидуальной подготовки специалиста. Для работы с большим количеством людей понадобятся выдержка, физическая и психологическая устойчивость , так как во время общения с людьми может быть затрачено намного больше энергии, чем при работе, например, с техникой.

  1. Профессии, связанные с работой с людьми и коллективами, а также с управлением производством. Эти профессии будут связаны с планированием и организацией, с управлением и координацией деятельности коллектива, с контролем и принятием различных решений. К этому подтипу относятся: менеджер по персоналу, руководитель, помощник руководителя, менеджер по подбору персонала, офис-менеджер, финансовый менеджер, спортивный тренер, психолог, психоаналитик, следователь, социальный работник, специалист по связям с общественностью и др.
  2. Профессии, связанные с обучением и воспитанием, профессиональной подготовкой и организацией детских и юношеских коллективов. К этому подтипу относятся не самые легкие профессии, так как нужно уметь быстро находить подход к каждому ребенку. Но среди плюсов таких профессий можно выделить то, что работа в сфере образования является в какой-то степени творческой и дает возможность самореализации. К профессиям такого подтипа относятся: воспитатель, дефектолог, логопед, преподаватель, детский психолог, социальный педагог и др.
  3. Профессии, связанные с торговым и материально-бытовым обслуживанием людей: менеджер по продажам, супервайзер, торговый или страховой агент, агент по недвижимости, продавец, кассир, промоутер, бармен, дилер и др.
  4. Профессии, связанные с информационным обслуживанием людей. Такие профессии технического направления будут связаны с обработкой, хранением и воспроизведением информации. Сюда можно отнести почтовое и банковское обслуживание, регистрацию информации, выдачу справок. К этому подтипу относятся следующие профессии: переводчик, журналист, редактор, специалист по маркетингу, инспектор, секретарь, юристконсульт, секретарь-референт и др.
  5. Профессии, связанные с медицинским обслуживанием и помощью людям: врач, медсестра (медбрат), лаборант, фармацевт, массажист, гомеопат, мануальный терапевт, косметолог, диетолог и др.
  6. Исполнительские профессии будут связаны с выполнением поставленных целей и задач, с работой по определенному образцу, с соблюдением правил и нормативов, а также со стереотипным подходом к решению задач. К исполнительским профессия можно отнести следующие: военнослужащий по контракту, инкассатор, милиционер, криминалист, проводник пассажирского вагона, сотрудник МЧС, охранник и др.

Я могла бы предложить в статье список из 10 подходящих интровертам профессий. Расписать, какие они чудесные и как подойдут тем, кто любит одиночество и предпочитает поменьше общаться. Но делать этого я не буду.

Почему?

  1. Не все интроверты готовы так вот взять и бросить работу, которая их кормит, и уйти заботиться о зверюшках в зоопарк или месяцами и годами пробиваться в интернете.
  2. Я уверена, что интроверт готов хорошо делать практически все.

    Главное – понять, что значит быть интровертом и строить свою карьеру исходя из этого.

  3. Какую бы профессию вы ни выбрали, придется общаться с людьми, конкурировать, решать сложные задачи и выдерживать критику. Дома вы будете работать или в офисе, с начальником в соседском кабинете или в зоопарке с обезьянами, от общения, часто неприятного, никуда не деться.

Поэтому эта статья не об идеальных профессиях, а о том, как интроверту решить, какая работа ему подходит.

И сделать к ней первые несколько шагов.

Узнаем себя

Насколько хорошо вы себя знаете, как интроверта? Почитайте пару статей и даже книжек.

  1. Какой вы? Что вам нравится, а что нет? Легко ли вам дается учеба? Какие черты вам помогают в работе, как вам кажется?
  2. Понаблюдайте за собой.

    Что вас раздражает, лишает сил? Что делает вас более общительным, эффективным? Что вас раздражает в вашей работе?

  3. Чем бы вы хотели заниматься? Забудьте о мнении ваших родителей, мужа и прочих важных для вас людей.

    Спросите у себя, чем именно вы бы хотели заниматься? Что бы вы хотели изменить в вашей теперешней работе? Какую работу вы бы выбрали, если бы у вас уже было много денег?

Начинаем с малого

Теперь приступаем к действию. Маленькому, даже крошечному, которое не потребует от вас никаких колоссальных потерь времени, денег, положения в обществе.

Нужно сделать первый шажок к изменениям. Не стоит пугать себя какими-то грядущими пертурбациями, неизвестностью и конкуренцией в другой сфере. Пока это оставьте.

Посмотрите на свои ответы в пункте «Узнаем себя».

7 профессий для тех, кто любит общаться с людьми

Так чем же вы хотели бы заниматься? Что бы хотели попробовать? Рисовать? Шить? Писать тексты? Быть продавцом в антикварном магазине?

Писать рецензии на книги и обзоры фильмов? Продвигать в сети товары и услуги?…

Теперь залезьте в интернет и почитайте пару пустых статей на выбранную тему.

Завтра почитайте что-то более серьезное, посмотрите, какое вам подойдет обучение, сколько оно стоит. Еще через пару дней почитайте книгу на выбранную тему…

Не стоит пугаться нового. Пусть в вас живет идея: «Я занимаюсь этим просто так, чтобы чувствовать себя счастливее. Может я стану специалистом в новой сфере и буду зарабатывать этим. А может это станет моим хобби, которое приносит мне дополнительный доход и чувство удовлетворения и счастья».

Она поможет разобраться в своих желаниях, научиться видеть возможности, даже когда их нет, медленно, но верно добиваться желаемого.

Ищите вдохновение

Интроверту сложно менять что-то в жизни без вдохновения.

По крайней мере, такому интроверту, как я. Поэтому еще один мой совет – ищите вдохновение повсюду. Где я его находила? В парикмахерской, в строительном магазине, в расставаниях и встречах, в своей ревности и глупости других, в видео из интернета и в книгах… Подробнее в этой статье .

Вдохновение помогло мне сделать ремонт, пройти обучение, поменять отношение к себе, найти себе хобби.

Уверено, оно и вам поможет стать счастливее и преобразить свой мир.

И последнее…

Дорогие интроверты! Не ищите готовых списков работы для вас.

Вы индивидуальны, у вас свои способности, задатки, склонности, образование и пр. Ищите работу, которая бы подошла именно вам. И пробивайтесь в выбранной сфере. Медленно, крошечными шагами, постепенно вы придете к тому, что вас устроит.

Тогда скажете себе: «Я живу так, как хочу. И я счастлив…!».

В каждой команде у вас будут встревоженные коллеги.

Общение с тяжелыми людьми, боссами, клиентами, друзьями — это особый вид искусства . Решение психологических проблем на рабочем месте сложно, но положительный результат создает уверенность в себе, уверенность и приносит удовлетворение. Вы можете значительно улучшить свою рабочую среду и моральный дух, если освоите психологию общения с тяжелыми людьми.

Трудно определить, кто такие тяжелые люди.

Конечно, вы можете попытаться нарисовать психологический портрет, но почему? Однажды на такого человека, и поэтому он будет чувствовать. В каждом коллективе есть тяжелые люди, хотя все зависит от восприятия. Если вам лично сложно, то стоит подумать, и если это для всех, то, скорее всего, команда редко делает ошибку. В целом, ваше восприятие во многом зависит от таких факторов, как самооценка, уверенность в себе и даже профессионализм.

Общение с тяжелыми людьми Легче, если человек просто неприятен, или его поведение влияет на группу сотрудников.

Но ситуация становится более сложной, если человек публично подрывает вашу репутацию или нападает на вас лично. Но не распыляйте на этот нерв и не блокируйте себя, поэтому просто держите проблему. Надо действовать. Как? Вот советы, которые могут помочь.

Тяжелые сотрудники

Трудные люди были, есть и будут, должны быть приняты и не мечтали о том, что кто-то исчезнет где-нибудь с волной волшебных баров.

Трудности в общении с тяжелыми людьми зависят от вашей самооценки , и как вы уверены, что вы чувствуете себя профессионалом. Нет одинаковых символов, поэтому каждый случай следует рассматривать отдельно. Например, некоторые люди слышат себя, но им нравится учить всех. Другие воспринимают чужое мнение, которое не совпадает с их собственным, как оскорбление.

Некоторые не заботятся о своих обязанностях, поэтому вы и ваша команда меняетесь лично. Есть также те, кто обожает критику, не пытаясь решить суть проблемы. Трудные коллеги конкурируют с вами за привилегии и внимание их начальников, а иногда и слишком.

Кто-то пытается дискредитировать вас, сделать недостаток, заменить его, и вы должны работать осторожно, потому что понимаете, что вам нужно следовать за спиной.

В общем, трудно сказать все возможные ситуации, но они всегда появляются в каждом коллективе. Ситуация другая, но у всех есть одно свойство — их нужно решить. Конечно, ничего не делайте, это один из вариантов решения проблемы, хотя и не самый успешный.

Ситуация не будет лучше, но скорее всего это только ухудшится. Как в кулинарной чашке, если вы не пытаетесь закрыть крышку плотно, все равно останется пар, и в худшем случае вы можете сломать бак.

Большинство людей просто впадают в глупость, если они непрофессиональны, поэтому стоит потратить время на решение, а не на эмоциональное решение.

Вы злитесь и испытываете столько боли, что усилия по устранению ситуации становятся необоснованными. Конечно, вы можете поговорить с трудным человеком, если вы контролируете себя. Вы всегда жалуетесь на коллегу, вскоре вы заработаете свою репутацию гитары или еще хуже, клеветник. Поверь мне, никто не понравится, и твои начальники тоже.

Что поставлено на карту в конфликте?

Самое неудобное, если у вас давний конфликт на рабочем месте, вы не можете обвинять «неспособность решить проблему самостоятельно, как профессионал», но она по-прежнему отмечена «трудным» работником, что, безусловно, не является позитивной карьерой.
В конце концов, боссы будут просто уставать от постоянного конфликта и принимать решительные меры, а там и еще до того, как увольнение не за горами.

Работа с более тяжелыми сотрудниками

Итак, каковы способы решения проблемы.

  • Начни для себя.

    Вы уверены, что причина проблемы на самом деле является коллегой? Может ли быть скрытый мотив предрассудков?

  • Невозможно решить какой-либо конфликт, если вы не понимаете его сути. Там могут быть проблемы, было недоразумение. Вы можете решить это только одним способом — говорить.

    Занятия, связанные с коммуникацией и работой с людьми

    Если ваш тяжелый коллега не сделает первый шаг, ваш ход будет вашим. Если человек соглашается говорить, проявлять наибольшее количество терпения. Спросите его, что он думает об этом конфликте, и слушайте внимательно, не прерывая его, слушайте.

    На этом этапе выводы будут, следовательно, главными для прослушивания. Будьте терпеливы, видя ситуацию совершенно по-другому и, возможно, даже очень удивлен.

  • Возможно, наоборот, мы все хорошо знаем вашего противника, но не беспокойтесь о том, как вы себя чувствуете, или это намеренно. В любом случае они пытаются достичь соглашения о будущих отношениях, то есть стараются быть миротворцами, даже люди с плохим знаком могут изменить свое отношение, если они должны быть честными в отношении своего поведения.
  • Вы можете публично противостоять поведению вашего супертяжелого коллеги.

    Общайтесь с юмором или легким сарказмом. Преднамеренно преувеличивайте, делайте приветственный ход — нет, не тот, но, например, ОК, или положите руку на сердце. Юмор не спасет ситуацию, но переведет на другой самолет.

Хотите больше непопулярных советов? Запуск — это определенно вариант.

  • Если вы сделали то, что могли бы сделать, но это не помогло, пришло время привлечь других — ваших начальников и коллег.

    Имейте в виду, что вы активизировали ситуацию. В конце концов, многие из этих советов очень трудно принять, но все зависит от ситуации. Если это карьера и ваше будущее, все методы хороши. Обычно готовьтесь к разговору с боссом.

  • Он не рассматривает ноты и проблемы как межличностные, а как проблемы, которые влияют на производительность, работу, атмосферу команды.

    Расскажите своему боссу, что делает тяжелый человек, и как он влияет на работу всей команды.

  • Создайте план решения проблем. Возможно, вы подключите своего босса. Имейте в виду, что хороший босс может привести вашего тяжелого сотрудника и его руководителя к трехстороннему обсуждению на этом этапе.
  • Включите других сотрудников, у которых есть проблемы с трудностями, но — будьте осторожны.

    Иногда команда подхода помогает убедить начальника в том, что проблемы в команде из-за тяжелого рабочего гораздо шире и глубже, чем ожидалось. Но будьте осторожны с этим подходом, мы не должны оказывать давление на босса, если они появятся в качестве организатора «массовых протестов», чтобы он не пошел вам на пользу.

Если эти методы не работают, попробуйте ограничить доступ к этому человеку.

Избегайте совместной работы, если это возможно. Выберите проекты, которые не затронуты. Конечно, мы должны делать свою работу, чтобы не навредить нашей карьере, но избежать ответственности — это вариант.

Получите новую работу в своей организации. В зависимости от размера вашего бизнеса вам никогда не придется работать с этим тяжелым рабочим. Вам просто нужно решить, какая цена, согласно вашему счастью и успеху, вы готовы заплатить, если останетесь?

Необходимо решить, что преобладало в этой ситуации, будь то хорошее или плохое. Если вы видите, что покидаете это место, вы теряете слишком много, а затем перестаете жаловаться и возвращаетесь к работе. Попытайтесь связаться с вашим коллегой по тяжелой категории по-другому, но это, безусловно, будет решением.

Ну, если в этой части нет специальных опций, перенаправьте свою энергию, чтобы найти другое место. Он делает все это, а затем к лучшему, и, возможно, такое решение принесет новую возможность и откроет новые горизонты.

Вопрос:

Пожалуйста, помогите мне, Кирилл, если сможете.

13 профессий для тех, кто любит говорить

Дело в том, что я боюсь общаться с людьми в группе, где вам нужно строить какие-либо отношения. Я просто избегаю людей. Я избегаю конфликтов, конфликтов, ситуаций, когда я могу сделать или сказать что-то неправильно. В общем, я не пытаюсь выразить свое мнение о какой-либо возможности.

Часто я не могу противостоять себе, защищая свои личные интересы. Меня беспокоит мнение совершенно незнакомых людей для меня, во всем мире. Я буду работать как тяжелая работа. Но это не просто рабочая группа. С людьми это очень сложно. Я их боюсь. Что мне делать? Виктория.

Ответ:

Привет Виктория.

Это действительно не сложно работать в группе, если есть страх перед проявлением. Из-за страха повреждения отношений с другими, вы становитесь невидимыми.

Львиная доля энергии должна быть невидимой. Конечно, вам сложно работать.

Что делать в этой ситуации? Самый эффективный способ — пройти курс групповой терапии. Такие проблемы решены очень быстро. Если этот параметр не подходит по разным причинам, вы можете попытаться овладеть собой. Постарайтесь начать с малого: выберите наиболее «безопасный» для коллеги, чтобы вы чувствовали себя максимально комфортно.

Черникова Т.В.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СПЕЦИАЛИСТОВ «ПОМОГАЮЩИХ» ПРОФЕССИЙ: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В современных условиях отечественной реальности общее социальное самочувствие специалистов, чьей профессиональной обязанностью является укрепление адаптационных возможностей другого человека, становится значимым условием поддержания социально-психологического здоровья российских граждан.

Неблагоприятное положение в стране повлекло за собой кризис системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров для сферы образования и социальной работы. Полученные специалистами знания и технологии работы зачастую оказываются непригодными в конкретных условиях профессиональной деятельности. Вузовские «заготовки» - рекомендации по работе с людьми не гарантируют успешного взаимодействия при проявлениях дезадаптации и деструктивного поведения со стороны населения. Обретение стихийного опыта в процессе работы неизбежно связано с серьезными профессиональными ошибками и чревато эмоциональными издержками для обеих сторон. Положение усугубляется еще и тем, что следствием социально-экономических трудностей повседневной жизни специалиста - педагога, сотрудника социальной службы, работника учреждения культуры, социально-правовой и медицинской профилактики - становятся разнообразные формы субъективного переживания собственных личностных и межличностных проблем.

Трудности профессиональной и личностной реализации специалистов социальной сферы особенно заметны на фоне общего экзистенциального упадка. Проникновение жестокости и разрушения во все сферы социальной жизни, переоценка традиционных ценностей, авторитетов, жизненных смыслов, нарушения и инверсии идентичности и связей между людьми - такова общая картина экзистенциального кризиса, постигшего и нашу страну вслед за его прохождением по западным странам после Второй мировой войны.

В системе образования в настоящее время особенно остро ощущается отсутствие эффективно работающей концепции обучения и повышения квалификации специалистов, работающих с людьми, что вызвано, на наш взгляд, двумя основными причинами.

С одной стороны, ярко проявляется исчерпанность прежних подходов к образованию, связанных с передачей знаний или технологий профессиональной деятельности. Трудно сказать, например, какое академическое знание и какая воспитательная технология может пригодиться учителю - свидетелю голодного обморока ребенка в школе. По причинам финансового характера для большинства специалистов образовательно-воспитательных или социально-культурных или реабилитационно-профилактических учреждений становится недоступной качественная профессиональная переподготовка.

С другой стороны, разработка новых научно-практических походов в образовании затруднена из-за неопределенности государственной политики, которая раньше задавала содержание и общую линию образовательной работы. Декларируемое требование гуманизации образования идет вразрез с реальным отношением государства к социальному положению учителя, врача, ученого, юриста, работника культуры и социальной защиты населения. Осложненное повседневными заботами и бытовыми конфликтами, пониженное социальное самочувствие специалистов проявляется в падении интереса и ответственного отношения к работе, а также в повышенной критичности и нетерпимости в оценках и суждениях. Это неизбежно отражается на общем уровне профессиональной работы, психологическом климате учреждений образования и социальной защиты и, в конечном итоге, на социальном здоровье населения.

В связи с вышеизложенным нам кажется особенно своевременной работа по определению концептуального подхода к практике профессиональной подготовки специалистов, работающих с людьми. Таким подходом в образовательной работе со специалистами может стать психологическая поддержка позитивных профессиональных и личностных устремлений специалиста социальной сферы. Психологическая поддержка понимается нами как практический эквивалент со-бытия, рассматриваемого с позиций антропологического подхода (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев).

Новый взгляд на проблемы современного образования обусловлен теоретико-методологическими исследованиями, выполненными в рамках гуманитарной парадигмы. Ее истоки мы находим в американской гуманистической психологии и в изучении С.Л. Рубинштейном бытия человека в мире. Отечественное наполнение данного понятия предложено Б.С. Братусем в обосновании гуманитарной психологии, обозначившей новый взгляд на человека в российской психологической науке. Данный подход является гуманитарным и в смысле своей антропологической, согласно определению В.И. Слободчикова, обращенности к человеку.

История становления психологии нынешнего века представляет собой, на наш взгляд, пошаговое объединение различных взглядов на природу человека в три основные парадигмы исследования. Их описал A. Bohner как три направления, или перспективы исследований в социальных науках. Первое из них - естественно -научное - трактует мир как неизменную реальность фактов и явлений, подлежащих объективному изучению. Другая перспектива исследований допускает субъективность в истолковании реальности с позиции эксперта, определяющего назначение и границы воздействия на события и явления. Третье направление предполагает критическое отношение к наблюдаемой действительности и преобразование ее по своему усмотрению. Беглый взгляд на историю психологии прошедшего столетия дает нам возможность заметить, что основные психологические теории прошедшего века трансформировались в три основные учения о человеке: теорию социальной установки, теорию деятельности и гуманистическую психологию. Мы считаем, что последнее из направлений, которые обозначил A. Bohner, объединяет эти три теории в плане интерпретации отношения человека с миром в рамках формирующейся гуманитарной традиции исследования.

На сходство существа понятий «деятельность» и «установка» (attitude) указывал А.Н. Леонтьев, называя деятельностью только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности. «Оба эти понятия, понятие деятельности и понятие установки, -писал он, - теоретически сближаются в двух кардинальных пунктах. Я имею в виду, что оба они предполагают преодоление так называемого постулата непосредственности и включают

в себя понятие трансформации первичных потребностей в результате их опредмечивания» (1982; 245). Позднее В.С. Магун, анализируя соотношение готовности человека к собственным усилиям и ожидаемой им помощи, сделает вывод о пересечении деятельностной психологии и психологии гуманистической. Своеобразной точкой их пересечения становится помогающее влияние другого человека - фасилитатора или компетентного взрослого, задающего пространство развития и оказывающего психологическую поддержку процессу личностного роста другого. В свою очередь, гуманистическая психология в понимании ее основателя А. Мас-лоу есть интеграция гештальтпсихологии, психоанализа и бихевиоризма. Гуманистическая психология и психология установки обрели свое благотворное сочетание и продолжение в практике гештальттерапии.

Наша гипотеза об объединении трех теорий (учения о социальной установке, теории деятельности, гуманистической психологии) в один антропологический подход делает возможным включение в него и теологического взгляда на мир (В.И. Слободчиков). Этот взгляд может выражаться в форме своеобразного восприятия мира (социальной установке), подвижнической деятельности или обожествлении бытия. Кстати, наблюдения А. Маслоу за самоактуализи-рующимися людьми позволили ему заметить, что «в некотором смысле только святые есть человечество».

Затронутый нами вопрос об интеграции теоретических взглядов гуманитарного направления связан также с ограничениями каждого отдельного подхода, неизбежно проявляющимися при осуществлении образовательной работы по подготовке специалиста-практика. В подобных случаях недостатки одного подхода могут быть легко компенсированы достоинствами двух других. Например, А.Н. Леонтьев сам отметил ограниченные возможности приложения теории деятельности к изучению проблем общения и творчества. О.К. Тихомиров обратил внимание на изменение функционального содержания деятельности в условиях развития компьютерных технологий, а В.А. Петровский спрашивал, не исчезла ли деятельность вовсе.

Свои проблемы имеются и у зарубежных теорий гуманитарной ориентации. Известный постулат гуманистической психологии об изначально позитивной природе человека и его нео-

граниченных возможностях неоднократно подвергался сомнению. В то же самое время популярная за рубежом теория социальной установки обнаруживает феномены, именуемые «парадоксом Лаппьера», когнитивным диссонансом и каузальной атрибуцией, противоречащие существу самой теории.

Сопоставление антропологического подхода с существующими академическим и технологическим дает нам возможность увидеть динамику представлений о личности во временном контексте последних трех десятилетий нашего столетия. Данный временной промежуток характеризуется тем, что на смену идеологическому и командно-административному подходу в образовании пришел психологический как единственный учитывающий специфику «человеческого фактора» (табл. 1).

Итак, с позиции антропологического подхода к образованию рефлексия и ее высшее проявление - духовность - становится механизмом трансформации личностных смыслов, ценностей и способов поведения. Развитие субъекта происходит в процессе межличностных предметных взаимоотношений, когда формируется новый взгляд на мир.

Последние тридцать лет нашего века, как нам кажется, явили собой последовательную смену трех основных научно-практических подходов в образовании. Они отличаются друг от друга разным видением целей, содержания, ведущих ориентиров и непохожестью теоретических воззрений на личность в образовательном пространстве. Мы проведем краткий ретроспективный анализ различных подходов к пробле-

Таблица 1. Динамика развития представлений о личности и способах содействия ее развитию в процессе профессионального обучения специалистов образования и социальной работы

Временные этапы Содержание4^ представлений \ч 70-80-е годы 80-90-е-годы Конец 90-х годов XX - начало XXI века

Понятие личности Система качеств и свойств Функция или набор функций Субъект

Механизм развития личности Интериоризация Сдвиг мотива на цель Рефлексия

Процесс развития личности Поэтапное формирование качеств и свойств Активность (деятельность, действие, поступок, процесс творчества) Трансцендиро- вание

Стратегия подготовки кадров для работы с людьми Предоставление знаний и контроль за их усвоением Транслирование и освоение технологий эффективного профессионального поведения Передача ценностносмыслового отношения к миру и себе

ме подготовки специалистов социальной сферы, осуществляемых в последней трети XX века.

Научный взгляд Б.Г. Ананьева на возрастную и социальную динамику развития психических функций человека повлиял на становление и развитие системы непрерывного образования. Начиная с 70-х годов идеологический и командно-административный подходы к подготовке специалистов в связи с открытием в обществе «человеческого фактора» стали уступать свое главенствующее положение академическому подходу. С этого времени психологическое знание стало не только отражать, но и определять стратегию образования. В рамках этого подхода, по своей сути естественно -научного, проходило изменение стимулов учения и повышение общественно-политической и научнокультурной осведомленности. Однако преимущественная ориентация на развитие интеллектуальной сферы не отвечала потребностям как самих организаторов образования, так и запросам профессиональной практики.

Начало второго этапа в деле осуществления подготовки специалистов социально-образовательной сферы мы относим к концу 80-х годов. Резко изменившаяся социально-экономическая ситуация потребовала не просто образованных людей. Стали нужны специалисты, готовые обеспечить эффективность профессиональной деятельности и при необходимости быстро менять ее содержание. Разразившийся в образовании «технологический бум», последовавший вскоре после появления работы В.П. Беспалько «Слагаемые педагогической технологии», совпал с выходом в свет работ И.С. Якиманской, раскрывающих прикладной аспект идеи автора о личностно ориентированном образовании. Широкое распространение технологический подход получил благодаря тому, что отвечал созвучной времени новой трактовке личности как системно функционирующему образованию. Один и тот же механизм развития, по-разному интерпретируемый авторами (сдвиг мотива на цель, надситуатив-ная активность, динамика соотношения диспо-зиционной структуры и ситуации и другие), отражал характерную для этого времени потребность в расширении сферы активности личности, ставшей идеологически свободной.

В образовательной сфере личностно ориентированные технологии стали применяться как для подготовки кадров специалистов, так и для реорганизации процессов профессиональной

деятельности. Не вступая в дискуссию по поводу содержания понятия «технология», мы даем собственную интерпретацию названному явлению. Технологии в контексте образовательной деятельности понимаются нами как ситуативные модели (способы) эффективного профессионального поведения, или, иначе говоря, как паттерны - клишированный опыт действий. Особого интереса и широкого распространения в сфере подготовки кадров удостоились технологии активного социально-психологического обучения - дискуссионные методы, деловая игра, поведенческий тренинг.

Несмотря на явные достоинства технологического направления в образовании (мотивационная включенность участников в процесс, актуальность и современность учебного материала, применимость и прогностичность полученного опыта обучения), оно имеет и свои недостатки. С одной стороны, не учитывается специфика различий культурно-образовательной среды (например, севера Сибири и Северного Кавказа). С другой стороны, тревожит вероятность сильного вмешательства личностных особенностей нового обладателя опыта, в том числе его деструктивных проявлений, в процессы интерпретации и транслирования технологии. Помимо этого возникают вопросы относительно границ применения конкретных технологий без ущерба для их содержания и сущности. Однако главный недостаток мы видим в утрате академичности в технологическом подходе. Отсутствие единой научной концепции образования стало причиной некоторой его эклектичности (мозаичности).

В отличие от предыдущего этапа конкретных образовательных технологий современный этап в подготовке специалистов социальной сферы мы определяем как время гуманитарных технологий. Гуманитарными технологиями мы называем универсальные модели (способы) реализации позитивных межличностных взаимоотношений, обеспечивающих сохранение и укрепление психологического здоровья и личностной целостности человека, выражающихся в продуктивности и принятии ответственности за свою жизнь. Межличностные взаимоотношения реализуются в формах адекватного восприятия и понимания другого человека посредством налаженных каналов коммуникации и конструктивных способов взаимодействия. Межличностные предметные отношения рассматриваются как встречные интегрированные

отношения людей, проявляющиеся в групповых эффектах сотрудничества, сплоченности, совместимости, взаимопомощи.

При сохранении общей цели образования (обретение нового знания) и его основного содержания (освоение культурного опыта социального поведения) антропологический подход имеет существенное отличие от двух предыдущих. Оно состоит в том, что ведущим способом взаимодействия становится передача отношения к другому человеку как ценности. Согласно теоретическим положениям С.Л. Рубинштейна, отношения выступают формой связи человека с миром. Психологический смысл отношения, по В.Н. Мясищеву, состоит в отражении личностью на сознательном уровне существующих отношений макро- и микробытия, изменяющих ее формирование. В применении к ситуации подготовки специалистов социальной сферы отношения между субъектами образовательного процесса строятся с учетом поддержания позитивно ориентированных жизненных смыслов, ценностей и форм поведения.

Последующая за процессом обучения самостоятельная деятельность специалиста представляется нам осуществлением психологической поддержки. Само это понятие заключает в себе особенности процесса, стратегии и средства взаимодействия с людьми. Психологическая поддержка как способ профессионального общения характеризуется деятельным включением со стороны и помогающим влиянием психолога, руководителя, педагога, юриста, тренера, сотрудника социальной службы в процессе сопроживания неопределенного, трудного или опасного периода в жизни других людей с целью укрепления их жизненной позиции и стойкости. Единицей осуществления психологической поддержки является разрешение задачи по восстановлению базового доверия как соответствия человека окружающему миру на основе укрепления эмоционально-волевого равновесия, информированности и адекватного социального поведения личности.

Идея психологической поддержки заложена в явлении со-бытия, которое В.И. Слобод-чиков и Е.И. Исаев определяют через понятие сопроживания, и рассматривается нами как его практический коррелят. Со-бытие - диадичес-кая общность совместного бытия - становится пространством духовного развития и совместного проживания общих человеческих смыслов. «Со-бытие, - указывают авторы, - есть то, что

развивается и развивает; результат развития есть та или иная форма субъективности» (1995; 174). Психологическая поддержка как гуманитарная технология, эквивалентная идее со-бы-тия, в практике подготовки специалистов для работы с людьми выражается в системе мероприятий. Они служат: а) психологической помощи в сохранении и усилении позитивной направленности личности специалиста и руководителя; б) усилению их общественно ориентированных целей, ценностей, субъективных отношений с другими; в) определению меры и форм активности в осуществлении профессиональной деятельности; г) созданию условий для личностного роста и повышения социальной компетентности в целом.

Мы предлагаем собственную точку зрения на структуру со-бытия - кооперативную форму взаимодействия, нашедшую свое выражение в явлении психологической поддержки. Структура со-бытия представляется нам трехкомпонентной. Компоненты могут отражать одну из сторон процесса диалогического взаимодействия. Стороны со-бытия рассматриваются как со-знание, со-переживание, со-действие и соотносятся, на наш взгляд, с тремя качественно отличными друг от друга результатами взаимодействия - приобретенным творческим знанием в трактовке Я.А. Пономарева. Автор обозначает их как созерцательно-объяснительное, эмпирическое и действенно-преобразующее. Созерцательно-объяснительное знание отвечает потребности человека в отстраненной интерпретации и оценке жизненных событий и явлений. Эмпирическое знание связано с освоением опыта решения конкретных задач. Действен-но-преобразующее (обобщенное и рефлексивное) знание предполагает универсальное применение его в преобразовании отношения к окружающему миру и самому себе.

Со-знание - совместное знание - раскрывает одну сторону со-бытия. В результате этой разновидности совместного бытия получается созерцательно-объяснительное знание, связанное с осмыслением непосредственного опыта участников взаимодействия. Со-переживание, со-чувствие и со-участие как совместные виды эмоционального переживания соотносятся с другой стороной со-бытия. Продуктом совместного эмоционального переживания становится эмпирический тип знания. Он выражается в умении осуществлять разнонаправленный поиск вариантов решения профессиональных и

жизненных задач. Со-действие, понимаемое как деятельное участие в жизни другого человека с целью облегчить, помочь, поддержать, являет своим результатом действенно-преобразующий тип знания - универсальный способ совладания с жизненными проблемами. Образовательная стратегия психологической поддержки объединяет в себе три типа знания как достижения различных периодов в деле реализации образовательной подготовки специалистов социальнообразовательной сферы. Материалы (табл. 2) представляют проведенное нами сравнение академического, технологического и антропологического подходов к образовательной подготовке специалистов. Определяя образовательные традиции своего времени, каждый следующий подход не только сохранял характеристики предыдущего, но и добавлял свойственные ему новые особенности и достижения. Мы сравниваем цели, содержание, методы обучения и их результаты, а также возможности осуществления специалистами профессионального творчества. Указанный последним параметр рассмотрен нами на основании теории Д.Б. Богоявленской об интеллектуальной активности.

Как мы видим, предметом взаимодействия при гуманитарном подходе к осуществлению непрерывного образования специалистов становятся сами участники процесса обучения: их отношения, личностные возможности и потенциалы развития. Результатом со-учения становится не только воспроизведение чужого знания и опыта. В процессе совместной деятельности происходит порождение нового, авторского знания. Это становится возможным в условиях максимальной активности всех участников, привносящих в процесс учебного взаимодействия субъективный опыт собственной жизни.

Рассматриваемый нами антропологический подход к образованию несколько отличается от других, разрабатываемых и активно внедряемых в настоящее время Ю.В. Громыко, Е.И. Исаевым, В.М. Розиным. Антропологический подход - качественно иной уровень разработки направлений образовательной практики. Главная отличительная характеристика и новизна названного подхода состоит в выходе за пределы рассмотрения образования в категориях «познание» и «практическое освоение». Формируются не знания и не профессиональные умения, а сам человек как субъект своего познания и опыта. В реальной практике это отли-

чиє проявляется в том, что после передачи гуманитарного отношения к другому человеку как субъекту своего интеллектуального и личностного развития не требуется мониторинг практической деятельности, неизменно сопровождающий реализацию других образовательных подходов. Специалист антропологической ориентации личностно слит со своей профессией: отношения с другим человеком выступают способом жизни, а не набором профессиональных приемов. Сформированное отношение специалиста к другому человеку выступает залогом того, что он сам отныне будет успешно справляться и с производственными проблема-

ми, и с самим собой, и с определением перспектив и темпов своего развития.

Антропологический подход в образовании, реализующий стратегию поддерживающего отношения, предполагает соблюдение двух обязательных требований. Первое из них связано с определением содержания отношения субъектов учения. Второе требование относится к построению модели процесса постижения профессионального опыта в ходе учебного взаимодействия.

Таблица 2. Сравнительная характеристика образовательных подходов на различных этапах осуществления подготовки и переподготовки специалистов «помогающих» профессий

Подходы Параметры Академический Т ехнологический Антропологический

Цель Передача общетеоретических и специальных знаний Передача технологий и ситуативных моделей профессионального поведения Передача отношения к другому человеку как субъекту своего развития

Содержание Информация общественнополитического, культурного, узкопрофессионального и др. характера Новые методы осуществления профессиональной деятельности, а также фиксированные техники и систематизированные приемы Восстановление и укрепление отношений человека с миром на основе актуализации его интеллектуальных, эмоциональных и регуляторно-поведенческих ресурсов

Методы обучения Интерпретация общественнополитического и специального знания. Инструктирование. Демонстрация профессионального опыта Просветительское информирование и транслирование эффективного передового опыта с рекомендациями по его внедрению Передача способов отношения к окружающему миру в ходе самообразовательной работы. Содействие креативности и личностному росту

Ведущие стимулы учения Соответствие эталону специалиста Профессиональное и статусное самоутверждение Реализация профессиональноличностного потенциала

Методы усвоения Пассивное восприятие и репродукция информации. Реферирование научных и методических текстов согласно заданной тематике и плану работы Самообразовательная работа по исследуемой проблеме при участии компетентного эксперта. Профессиональные пробы. Внедрение передового опыта Тренировка точности межличностного восприятия и эмоционально-волевой саморегуляции. Групповая дискуссия. Креативная игра (деловая, имитационная, ролевая, рефлексивная). Рефлексия отношения к новому знанию, переживанию, опыту

Результаты Повышение общеинтеллектуальной и узкопрофессиональной осведомленности Расширение репертуара профессионального поведения Порождение нового отношения к миру в форме экзистенциального знания. Развитие возможностей человека к самопреобразованию

Характер творчества Стимульно-продуктивный Эвристический Креативный

чения отношение к человеку вернется к обучающему событиями и встречами, которые он сам себе обеспечил в процессе образовательной работы со специалистами. По такому поводу, говоря об образовании, А. Маслоу заметил, что если в зеркало заглянет обезьяна, то вряд ли оттуда выглянет апостол. Категория «отношение» в системе образовательной подготовки специалиста интегрирует в себе не только достижения трех теорий гуманитарной ориентации и трех отмеченных нами подходов к осуществлению образования. Они предполагают также три модели отношений, многократно описанные в научной литературе.

Отношения академического характера («Я обладаю информацией и готов объяснить вам то, что вас волнует») имеют целью повышение информационной компетентности, как другого человека, так и своей. Межличностные отношения носят отстраненный характер. Они предполагают, что второй участник учебного процесса является объектом воздействия. Ему предписывается выполнение назначенных действий для устранения незнания. Основным средством обучения является инструкция (совет), а результатом - предоставленная и полученная информация. Достоинства такой формы отношений состоят в ориентации на ценность познания и в ответственности обучающего за качество и последствия предоставленной информации. Основные трудности связаны с переживанием некомпетентности при недостаточной информированности и осознанием субъективности и относительности передаваемых и получаемых сведений.

Отношения технологического характера построены по типу: «Я помогу вам измениться, если вы этого хотите». Целью таких отношений является проведение образовательных мероприятий в ответ на запрос со стороны обучающихся. Содержание обучения связано с развитием отдельных практических умений специалиста. По сравнению с первой моделью отношений обучающийся здесь более активен, хотя инициатором и центром образовательных отношений по-прежнему остается обучающий. В результате работы происходит разрешение частной проблемы - освоение нового вида профессионального поведения. Достоинством такого типа отношений остается центрация на проблеме освоения учебного материала. Недостатки связаны с переживанием бессилия при осуществлении неудачных профессиональных проб.

Антропологическая модель отношений, кроме включения двух названных, предполагает возможность участия обучающего только в качестве организатора образовательного процесса. В его задачу входит создание условий для актуализации у второго субъекта учения его интеллектуальных, коммуникативных, регуляторно-поведенческих ресурсов и в целом личностного потенциала в деле освоения профессии. Целью образовательных отношений становится преобразование внутреннего мира участников - трансцендирование их субъективности. Содержанием отношения является обмен опытом познания. Один субъект знает больше другого о сферах своего интереса и перспективах его развития. Другой владеет пониманием того, как это можно осуществить. Основным средством отношений становится диалог в подлинном его понимании М.М. Бахтиным и Т.А. Флоренской. В диалоге проявляются адекватные ситуации неструктурированные вербальные действия, соответствующие потребности другого человека в поиске нового знания, опыта переживания и поведения. В результате отношений появляется новый опыт самообучения. Трудность для осуществляющего такую профессиональную подготовку может состоять в необходимости постоянного поддержания профессиональной формы с помощью рефлексивной (индивидуальной и групповой) работы по разрешению личностных проблем. Этому во многом могут содействовать профессиональные сообщества различного уровня, за развитие которых в последние годы ратуют ведущие ученые и практики страны.

Рассматриваемая в контексте со-бытия его технологическая форма - психологическая поддержка специалистов социальной сферы - имеет своим назначением модернизацию вузовского и послевузовского образования на основе интеграции психологической науки и практики образовательной деятельности. Синтез идеи со-бытия и практики психологической поддержки выражается в разработке и внедрении программ активного обучения в повседневную практику с позиций гуманитарной психологии. Мы выделяем три направления разработки таких программ, содержательно ориентированных на одну из сторон со-бытия - кооперативного учебного взаимодействия.

Информационная поддержка специалиста сопровождает его переход от этапа бессистемного потребления культурной информации к

освоению средств ее поиска, хранения и упорядочения, а затем - к продуцированию и транслированию профессионального, общекультурного и духовного опыта. На каждом этапе осуществления информационной поддержки используются различные средства содействия: от форм усвоения и транслирования известного материала до причастности к разработке авторских идей и концепций.

Эмоционалъная поддержка личности специалиста позволяет ему стать субъектом сохранения своего психологического здоровья. Он проходит путь от совместной с психологом диагностики и ситуативной коррекции до самодиагностики, эмоционально-волевой саморегуляции и организации психогигиенической работы по профилактике «синдрома эмоционального сгорания». Эмоционально здоровый специалист способен успешно работать в ситуации оказания помощи родителям детей-инвалидов, родственникам наркозависимых, абонентам службы экстренной телефонной помощи. В настоящее время проводится разработка технологий для специалистов по работе с молодыми людьми, выбравшими профессии «помогающего» типа - психолога, социального работника, учителя, медика, юриста. Программы социально-психологического обучения молодых людей будут служить, с одной стороны, анализу и оценке их альтруистических возможностей, а с другой стороны - раннему освоению средств психогигиены для сохранения психологического здоровья.

Организационная поддержка и поддержка профессионалъной активности проводится с помощью интенсивных социально-психологических методов, позволяющих освоить новые способы конструктивного социального поведения. Внедряемые в практику, апробируемые и разрабатываемые интенсивные гуманитарные технологии направлены на поддержку профессиональной активности специалистов, осуществляющих работу в сфере образования и социальной защиты. Одни технологии помогают специалистам в содействии семейному самоопределению и профориентационной работе с молодыми специалистами и безработными, в том числе выбравшими профессии общественно-политической и предпринимательской направленности. Такие технологии представляют собой программы групповых тренинговых занятий. Решению проблем социальной реабилитации и переадаптации послужат тех-

нологии другого рода. Они максимально про-ективны и, как правило, содержат переосмысление временной перспективы жизни. Еще одна группа технологий помимо вопросов активизации и эмоциональной поддержки рассматривает проблемы профилактического информирования и интеллектуального развития, что способствует успешному преодолению гражданами ситуаций конфликта, публичного выступления, коммуникативной, интеллектуальной и профессиональной конкуренции. Другие виды интегрированных технологий совмещают научные разработки психологов и практику жизнедеятельности человека в таких сферах, как СМИ, спорт, литературное и изобразительное творчество, природоохранная активность.

Образовательная подготовка построена на принципах межличностного взаимодействия, которые становятся базовыми основаниями для практической работы специалиста социальной сферы. Мы предлагаем следующие десять принципов:

1. Принцип построения работы по образцу решения творческой задачи в контексте иссле-довательско-формирующего метода, с учетом индивидуальных особенностей участников.

2. Принцип приближенности содержания занятий к реальной жизни: учебный материал включает условия профессиональной деятельности и собственные проблемы участников, влияющие на эту деятельность.

3. Принцип диагностики и обязательной работы с материалами диагностики и самодиагностики.

4. Принцип рефлексивной преемственности: каждый новый этап учебной работы должен быть основан на предыдущих осмысленных достижениях.

5. Принцип добровольности участников и открытости группы.

6. Принцип безоценочности и сниженной критичности.

7. Принцип опоры на социальный интеллект, что предполагает осведомленность в межличностных отношениях участников и их регуляторные поведенческие возможности, достаточные для обеспечения активности всех при взаимной ответственности каждого.

8. Принцип активности: овладение потенциалом своих возможностей и воплощение «са-мообязательств» - новых требований к себе, превышающих первоначальные.

9. Принцип продуктивности, состоящий в том, что действующие лица осуществляют совместную деятельность по формированию или изменению целостных смысловых образований, и это проявляется в изменении социальных установок личности.

10. Принцип сотворческой позиции участников, посредством своей личности создающих необходимые условия для личностного роста другого - переосмысления и преобразования представлений, отношений и повседневного поведения.

Нами специально рассматривается вопрос о слагаемых профессиональной позиции организатора обучения. Мы относим сюда степень его открытости в общении, ведущие смысложизненные ориентации, доминирующее эго-состояние и коммуникативные установки, тип слушания и говорения, включая особенности подачи обратной связи и индивидуальные формы оказания поддержки. Каждый из компонентов профессиональной позиции имеет свою историю. Предпочтение при выборе позиции отдается более

поздним онтологическим образованиям, требующим, как правило, специально направленной на их формирование работы. Занимаемая обучающим позиция и ее варианты выступают специальным предметом обсуждения среди участников образовательного процесса.

Рассмотренный нами антропологический подход к образовательной работе позволяет кратко обобщить сказанное. Подготовка и переподготовка кадров реализуется как событийная общность в формах психологической поддержки. Психологическая поддержка как способ обучения взрослых предполагает создание гуманитарных технологий - универсальных моделей межличностных отношений, обеспечивающих личностную целостность человека и укрепление его психологического здоровья. Цивилизованное отношение - к электорату, к иной национальной культуре, к другому человеку (потребителю, больному, пассажиру, ребенку) - может быть сформировано в процессе образовательной подготовки кадров для работы с населением.

Список использованной литературы:

1. Черникова Т.В. Гуманитарная психология образования. М.: Международная педагогическая академия, 2001. 216 с.

2. Черникова Т.В. Гуманитарная стратегия профессионального образования. Волгоград: ООО «Принт», 220 с.

3. Черникова Т.В. Три стратегии подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2003. №2. С. 9-12.