Меню Рубрики

Персональный компьютер – это не роскошь.

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

средняя общеобразовательная школа

пгт Опарино Кировской области

Компьютер в обществе людей

Реферат по информатике и ИКТ

ученицы 9 класса «Б»

Цвик Натальи

Руководитель

Рихтер Наталья Анатольевна

Опарино - 2016 Оглавление

Введение

Сегодняшнюю жизнь невозможно представить без компьютеров, они стали ее неотъемлемой частью.

А ведь первый компьютер появился более полувека назад в США. Это событие было связано с одной стороны достижениями в области электроники, а с другой - потребностями математиков, физиков и других специалистов в автоматизации расчетов. Ранние модели компьютеров назывались электронными вычислительными машинами (ЭВМ). Высокая стоимость и необходимость специального образования ограничивали их широкое использование. Долгие годы компьютеры оставались лишь инструментом для научных расчетов.

Сначала как ученые, создавшие новую машину (Дж. огли и Дж. ккерт), так и предприниматели не видели особых возможностей для ее использования в экономике, бизнесе и других безобидных сферах (т.к. все-таки главным предназначением этой машины было проведение расчетов для создания новых систем оружия).

Сейчас этот эпизод можно рассматривать лишь как курьез, связанный с ошибками прогнозирования. А с началом массового производства деталей для компьютеров, уменьшением их габаритов, веса в сотни и тысячи раз по сравнению с первыми образцами появилась возможность установить компьютер нового поколения (80-ых годов) на рабочем столе. Значительно снизилась и цена такого компьютера. Теперь он стал доступным не только богатым фирмам, но и отдельным гражданам. Компьютер приблизился к человеку и стал называться персональным. Более того, наукой было выяснено, что многие интеллектуальные операции представлены в виде достаточно больших и сложных совокупностей элементарных, логических и арифметических. Это позволило моделировать на современных компьютерах многие из функций, считавшихся ранее прерогативой человека. Сегодня машины доказывают математические теоремы, анализируют памятники мировой литературы, играют в шахматы и выполняют многие другие действия, которые еще совсем недавно мог совершать лишь интеллектуально развитый, квалифицированный специалист.

Компьютер всего лишь орудие человеческой деятельности и, как любое другое орудие, используется обществом для решения задач и достижения целей, которые обусловлены его социальными, экономическими, идеологическими особенностями.

Развитие цивилизации уже на ранних стадиях резко увеличило количество "деловых" бумаг - всякого рода справок, отчетов, ведомостей и т.п. Не считанные тысячи переписчиков трудились в многочисленных канцеляриях. Но дальнейшее развитие цивилизации позволило облегчить труд человека. Применение настольных, а затем и карманных калькуляторов намного упростили технику вычисления и оказали существенную помощь бухгалтерам, инженерам и людям других профессий. А также все чаще мы сталкиваемся с вычислительной техникой и ее деятельностью при оплате счетов, начислении зарплаты, заказе билетов и т.д.

Уже никого не удивишь огромным быстродействием ЭВМ, их малыми размерами и большой памятью. И можно с уверенностью говорить о том, что совершенствование этих умных машин будет продолжаться.

1. Персональный компьютер – это не роскошь

С первых дней своего появления и по сей день персональные компьютеры остаются очень популярными. В чем причина их успеха и для чего они нужны? Компьютер – это универсальное средство для хранения, обработки и передачи информации. Он способен делать массу полезного и тем самым облегчать жизнь пользователю – работающему за компьютером человеку.

Мы живем в мире компьютеров. Они играют существенную роль в нашей работе, образовании, досуге и в средствах общения. Кассиры в банках, агенты бюро путешествий, секретари, бухгалтеры, журналисты, страховые агенты, операторы телефонных станций, учителя, студенты и другие ежедневно пользуются компьютерами. Однако для многих людей эти устройства все еще окружены тайной.

Для того чтобы понять, что такое компьютеры, нужно уяснить два основных момента: компьютеры - это инструменты для обработки информации (такой, как слова, числа, изображения и звуки), инструменты, расширяющие наши возможности. Например, инструменты вроде молотка или ворота рас ширяют наши физические возможности; телескоп или телефон расширяет возможности наших органов чувств. Компьютеры - это инструменты, которые расширяют наши умственные способности.

Такие устройства, как магнитофон или калькулятор, тоже помогают нам обрабатывать информацию. Однако каждое из этих устройств выполняет ограниченный набор операций (запоминание или вычисление), причем над ин- формацией определенного вида (звуки или числа). Преимущества компьютеров в том, что они обладают широкими возможностями по обработке всех видов информации. Компьютеры могут нам помочь в запоминании, извлечении, упорядочении, сравнении, модификации, передаче, приеме и анализе слов, чисел, изображений и звуков.

Второй важный момент состоит в том, что компьютерам должны быть даны инструкции в виде программы для того, чтобы они могли вообще что- либо делать. Программа - это последовательность детальных, пошаговых команд, составленных на языке, который понимает компьютер. Компьютер точно выполняет команды программы. Он не обладает здравым смыслом и знанием того, как обычно делается то или иное дело. Компьютер не может понять или выполнить неясные или двусмысленные команды, как бы они ни были очевидны для человека. Поэтому, когда Вы читаете или слышите: "Компьютер сделал", это означает: "Компьютер был запрограммирован, чтобы сделать".

Каждая программа сообщает, как выполнить некоторую функцию. Удивительная гибкость компьютеров обусловлена тем, что они могут выполнять команды в любой программе, и мы, создавая бесконечное множество различных программ для любых компьютеров, выбираем, когда пользоваться той или иной из них.

2. Компьютеры как средства обучения

Широкие возможности компьютеров по обработке информации делают их в принципе пригодными для разнообразного использования в области образования. Они могут облегчить преподавание и изучение материала на всех уровнях - от дошкольников, овладевающих алфавитом, до врачей, изучающих новые методы диагностики. Компьютеры пригодны для использования в таких областях, как языковедение и математика, история и естественные науки, профессиональная подготовка, музыка и изобразительное искусство, а также чтение и письмо. Компьютеры открывают новые пути в развитии навыков мышления и умения решать проблемы, предоставляют новые возможности для активного обучения. С помощью компьютеров можно сделать проведение уроков, упражнений, контрольных работ, а также учет успеваемости более эффективными. Это разгружает учителей и позволяет им уделять больше времени индивидуальным занятиям. Компьютеры могут сделать многие уроки более интересными и убедительными, а огромный поток информации - легкодоступным. Компьютеры можно запрограммировать так, чтобы они создавали различные изображения, воспроизводили музыку, выполняли расчеты, служили пишущими машинками, разбирались в классном журнале. Преобразовывали написанный текст в речь, замеряли время реакции обучаемого, управляли магнитофонами и проигрывателями видеодисков и вообще создавали обстановку для творческого и веселого обучения.

Возможности использования компьютеров для обучения безграничны. Их общедоступность могла бы привести к фундаментальным изменениям в школьной программе, к более полному решению проблем образования, к новым средствам обучения неполноценных людей, к расширению возможностей самообразования и домашнего обучения.

В дополнение к их потенциальным возможностям как средств обучения компьютеры сами должны стать важным объектом изучения. Понимание их возможностей и ограничений необходимо каждому образованному человеку.

Компьютер - это инструмент, но от всех других инструментов отличающийся тем, что он перерабатывает информацию и может быть запрограммирован на выполнение множества работ. Но так же, как и другие инструменты, он способен служить хорошим и плохим целям. С помощью молотка можно строить, а можно и разрушать. Компьютер может быть использован для создания оригинальных рассказов, музыкальных произведений, картин, для изучения сложных взаимосвязей в области естественных наук или для бездумных, в большинстве своем, игр. Степень влияния компьютеров на учащихся зависит от того, как учащиеся их используют.

2.1. Компьютер – учитель

Компьютеры можно запрограммировать так, что они будут обладать многими достоинствами и не будут иметь недостатков, присущих книгам, фильмам и учителям. Хорошие программы придают компьютерам некоторую гибкость и "отзывчивость", которые в полной мере проявляются в процессе общения ученика с учителем и совсем отсутствуют при обучении с помощью книг и фильмов. Компьютер может оценить знания ученика перед началом занятий и внимательно контролировать усвоение материала в процессе урока. Компьютер может приспосабливать уровень материала, скорость его подачи, число повторений к каждому ребенку индивидуально. Компьютер, подобно книге, предоставляет возможность каждому ученику работать в наиболее подходящем темпе и делает знания специалистов в какой-либо области доступными всем. Компьютеры позволяют использовать картинки, движущиеся изображения и звуки. Хотя эти картинки и звуки не такие совершенные, как в фильмах, они, тем не менее, помогают излагать новые понятия и удерживать внимание учеников. Появившаяся недавно комбинация компьютеров с видеодисками дала возможность использовать на компьютеризованных уроках изображения и звуки, не уступающие по качеству кинофильмам.

Достоинство компьютеров в том, что они абсолютно объективны, не раздражаются, не испытывают разочарования, сталкиваясь с трудными ученика- ми. Это в совокупности со способностью взаимодействовать, удерживать внимание и индивидуально общаться делает компьютеры особенно ценным средством для обучения трудных детей.

В школе компьютеры можно использовать для ведения уроков по многим предметам, причем несколькими способами. Иногда они являются основным средством изучения какого-либо раздела.

2.2. Распознавание текстов

Текст не обязательно набирать на клавиатуре самому. Если текст уже существует в напечатанном виде, его можно ввести в компьютер с помощью специального устройства - сканера и получить соответствующий ему графический образ. А затем, используя систему оптического распознавания (OCR), выделить из полученного изображения текст и в результате он станет доступным для других программ.

Системы оптического распознавания текстов находят широкое применение в тех областях, где требуется вводить в компьютер и обрабатывать значительные объемы информации, в частности, при организации потокового ввода данных для различных информационных систем, автоматизации офисной деятельности и т.д.

Конечно, OCR-система, как и человек, может ошибаться. Надежность ее работы и скорость распознавания во многом зависят от качества исходного текста. На "хороших", с полиграфической точки зрения, текстах ошибок оказывается немного, не более 1-2 на страницу.

OCR-системы способны работать с текстами на разных языках, в том числе и со смешанными текстами произвольных начертаний и размеров. В отдельных случаях для повышения качества распознавания может потребоваться расширение шрифтовой базы системы путем ее обучения. Для борьбы с неизбежно возникающими ошибками используется специализированный, встроенный в систему электронный корректор. Сегодня на российском рынке продаются следующие системы распознавания:

FineReader ( BitSoftware , Inc ), CuneiForm ( CognitiveTechnologiesLtd ), Author (Окрус).

2.2. Информационные системы

Информационной системой называют программу или программный комплекс, предназначенный для накопления и обработки различной информации. В зависимости от характера и объемов обрабатываемой информации, гибкости и мощности существующих для этого средств все информационные системы можно разделить на две большие группы: персональные системы и профессиональные системы.

Профессиональные информационные системы значительно сложнее и дороже персональных, они позволяют хранить большие объемы информации и имеют развитые возможности по ее обработке. В зависимости от тематической направленности среди информационных систем различают юридические, библиографические, медицинские и другие.

Каждая информационная система состоит как бы из двух частей: наполнения и оболочки. Наполнение системы, называемое базой данных (БД), представляет собой совокупность содержащейся в системе информации. Способы ввода, размещения и представления этой информации регламентируются на стадии создания системы. В результате вся информация внутри БД оказывается определенным образом структурированной, что значительно облегчает к ней доступ и поиск нужных сведений.

Оболочка информационной системы, называемая системой управления базой данных (СУБД), представляет собой специальную среду. Работая в ней, пользователь может выполнять с БД различные действия. К их числу относятся такие распространенные операции, как: поиск в БД информации, удовлетворяющей определенным критериям, просмотр имеющейся и ввод новой информации, ее сортировка, печать и другие.

2.3. Глобальная компьютерная сеть Internet

Internet - глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир. Сегодня Internet имеет около 15 миллионов абонентов в более чем 150 странах мира. Ежемесячно размер сети увеличивается на 7-10%. Internet образует как бы ядро, обеспечивающее связь различных информационных сетей, принадлежащих различным учреждениям во всем мире, одна с другой.

Если ранее сеть использовалась исключительно в качестве среды передачи файлов и сообщений электронной почты, то сегодня решаются более сложные задачи распределенного доступа к ресурсам. Около двух лет назад были созданы оболочки, поддерживающие функции сетевого поиска и доступа к распределенным информационным ресурсам, электронным архивам.

При низкой стоимости услуг (часто это только фиксированная ежемесячная плата за используемые линии или телефон) пользователи могут получить доступ к коммерческим и некоммерческим информационным службам США, Канады, Австралии и многих европейских стран. В архивах свободного доступа сети Internet можно найти информацию практически по всем сферам человеческой деятельности, начиная с новых научных открытий до прогноза погоды на завтра.

Кроме того Internet предоставляет уникальные возможности дешевой, надежной и конфиденциальной глобальной связи по всему миру. Это оказывается очень удобным для фирм имеющих свои филиалы по всему миру, транснациональных корпораций и структур управления. Обычно, использование инфраструктуры Internet для международной связи обходится значительно дешевле прямой компьютерной связи через спутниковый канал или через телефон.

Электронная почта - самая распространенная услуга сети Internet. В настоящее время свой адрес по электронной почте имеют приблизительно 20 миллионов человек. Посылка письма по электронной почте обходится значительно дешевле посылки обычного письма. Кроме того сообщение, посланное по электронной почте дойдет до адресата за несколько часов, в то время как обычное письмо может добираться до адресата несколько дней, а то и недель.

В настоящее время Internet испытывает период подъема, во многом благодаря активной поддержке со стороны правительств европейских стран и США. Ежегодно в США выделяется около 1-2 миллионов долларов на создание новой сетевой инфраструктуры. Исследования в области сетевых коммуникаций финансируются также правительствами Великобритании, Швеции, Финляндии, Германии.

Однако, государственное финансирование - лишь небольшая часть поступающих средств, т.к. все более заметной становится "коммерцизация" сети (ожидается, что 80-90% средств будет поступать из частного сектора).

3. Персональный компьютер – средство повышения творческих способностей человека и его интеллекта

3.1. Робот и человек

Заглянув в недра современного роботизированного предприятия, мы не обнаружим там столь привычных по фантастическим романам «железных киборгов», бесстрастно склонившихся над станками. В тоже время современное промышленное производство настолько насыщено разнообразными автоматами, что порой возникает ощущение, что весь завод - это один гигантский робот.

Сам термин «робот», как известно, пришел из литературы. Чуть более полувека назад чешский писатель Карел Чапек написал пьесу «Р.У.Р.» (Россумские универсальные роботы), персонажами которой были люди и роботы - человекоподобные машины. Так впервые появилось понятие «робот» - искусственный аналог живого мыслящего существа, которое вскоре стало играть важную роль не только в научно-фантастической литературе, но также в науке и технике.

Все же попытаемся ответить на вопрос: «Что такое робот?» Возьмем аналогию робота с человеком. Какие качества в данном случае нас интересуют? Во-первых, умственные способности, которые охватывают восприятие, обучение, наличие памяти, логики и т. д. Во-вторых, физические данные, которые включают силу, скорость, надежность, стабильность основных характеристик. И наконец, в-третьих, функциональные возможности человека, а именно: универсальность (способность хорошо выполнять различную работу), способность к выполнению сложных движений (ловкость), приспособляемость (адаптируемость к различным изменениям внешних факторов).

Именно в этом совпадении качественных пространств и состоит антропоморфность робота, то есть сходство его с человеком. Другими словами, робот - это антропоморфная модель человека. Именно поэтому, в последнее время с понятием робот все чаще и чаще встречается понятие "Искусственный интеллект".

Современный робот - это удивительное средоточие, казалось бы, несоединимого. В англоязычных странах для характеристики робота используют непереводимый термин « kluge », означающий систему, состоящую из разнородных компонентов, конструкторы которых никогда не собирались использовать их совместно. Действительно, какой случай мог бы слить воедино в качественно новое образование насосную станцию и современную ЭВМ, многочленную механическую руку и телевизионную камеру? Развиваясь независимо, все эти составляющие робота достигли определенного совершенства, когда отнюдь не случай, а дерзкая мысль инженеров свела их вместе, чтобы еще лучше служить человеку. Однако для этого потребовалось преодолеть узкие междисциплинарные рамки, терминологические баррикады, психологические барьеры и массу других, обычных в новом деле преград…

Итак, роботы - это системы, которые способны заменить человека в различных сферах деятельности благодаря своим способностям «думать» и «делать» (конечно, соотношение между «думать» и «делать» для разных роботов различно). Области применения роботов, уже сегодня чрезвычайно разнообразны, начиная с медицинского обслуживания, где они выполняют роль сиделки и ухаживают за больными, и кончая исследовательскими работами, где роботы могут заменить человека в океанских глубинах и на других планетах.

3.2. Компьютерная графика

Кроме обработки текстов ПК прекрасно подходит для подготовки графики и широко используется в работе редакций газет и журналов, книжных издательств, рекламных агентств. С помощью графических редакторов создают иллюстрации, разрабатывают стиль и эмблему фирм, готовят рекламу.

Графические программы, рассчитанные на профессиональное применение, позволяют вводить и обрабатывать в компьютере черно-белые и цветные фотографии, слайды, изображения от видеомагнитофона, телевизора, видеокамеры. Так, например, с помощью пакетов презентационной графики можно создавать богатые спецэффектами рекламные и демонстрационные ролики, дополняя их при желании музыкой и речью.

Самостоятельным направлением графических программ с развитыми возможностями являются системы автоматизированного проектирования. С их помощью дизайнеры определяют внешний вид автомобилей, подготавливают новые коллекции моделей одежды и т.д.

Вывод изображения на экран дисплея и разнообразные действия с ним, в том числе и визуальный анализ, требуют от пользователя достаточной геометрической грамотности. Геометрические понятия, формулы и факты, относящиеся, прежде всего, к плоскому и трехмерному случаям, играют в задачах компьютерной графики особую роль. Геометрические соображения, подходы и идеи в соединении с постоянно расширяющимися возможностями вычислительной техники являются неиссякаемым источником существенных продвижений на пути развития компьютерной графики, ее эффективного использования в научных и иных исследованиях. Порой даже самые простые геометрические методики обеспечивают заметные продвижения на отдельных этапах решения большой графической задачи.

3.3. Компьютерные Игры

За компьютером можно не только эффективно работать, но и хорошо отдыхать. Этот факт со всей убедительностью доказывают многочисленные фирмы, выпускающие развлекательные программы. Не секрет, что большинство новичков начинает свое знакомство с компьютером именно с игр, а с широким распространением домашних ПК игровые программы становятся все более популярными.

Персональные компьютеры на заре своего появления (в начале 80-х годов) служили в основном развлекательным целям. Первые ПК продавались как своего рода игрушки. На них можно было играть в специальные игры, получившие название «видеоигр». Такой компьютер выпуска 1984 г. имел вид клавиатурного блока чуть толще альбома для рисования. Он подключается к любому домашнему телевизору и стандартному кассетному магнитофону. После этого на магнитофон можно поставить кассету с записанной на ней программой видеоигры и включить магнитофон на воспроизведение. Программа введется или, как говорят, «загрузится» в память ПК и можно будет начать игру.

С ПК можно играть и в популярные у нас видео игры «хоккей», «теннис», сражаться в крестики-нолики, морской бой, шахматы и т. д. Видеоиграми увлекаются не только дети, но и взрослые.

«Очень важно, чтобы в научной работе всегда оставалось место для шутки и развлечения... Продуктивность научных исследований в вычислительной технике, как в серьезных, так и в шуточных разработках, объясняется прежде всего свободной теоретической атмосферой, в которой новые идеи, по-видимому, порождаются наполовину людьми, а наполовину самими машинами. Можно даже сказать, что без этого веселого настроения не было бы и быстрого научного прогресса».

Важно отметить, что тот же игровой домашний микрокомпьютер, с которым можно часами сражаться в морской бой, с успехом служит в качестве неутомимого репетитора, предлагающего арифметические или физические задачи, а затем тщательно проверяющего их решение. Он сам напомнит правило грамматики, которое забыл ученик, покажет цветной чертеж, чтобы легче уложилась в памяти трудная теорема, объяснит заново тему, если ученик болел или был не слишком внимательным в классе. Об этом мы подробнее расскажем в следующем разделе.

3.4. Компьютеры и творчество

Компьютеры с соответствующим программным обеспечением являются мощным инструментом для творческого выражения в литературе, живописи музыке. Программы обработки текстов делают написание и их редактирование менее утомительными, предоставляя возможность писать больше и лучше. Программы построения графических изображений способствуют созданию картин, мультипликации и специальных зрительных эффектов. Программы сочинения музыки открывают новые возможности для ее изучения причем даже для тех, кто не умеет играть на музыкальных инструмента.

Музыкальные и звуковые эффекты, воспроизводимые компьютерами, шагнули далеко вперед в своем развитии по сравнению со звуками, напоминающими звук отскакивающего шарика при игре в настольный теннис, которые для многих людей были первыми "компьютерными" звуками, услышанными ими. Кроме воспроизведения звуков, сопровождающих видеоигры, компьютеры используются в создании музыкальных и звуковых эффектов для кинофильмов, грампластинок и в концертной деятельности. Компьютер не только имитирует звучание любого инструмента, но и производит совершенно новые звуки. Он может изменять высоту, темп и тембр музыки, а также по-другому манипулировать звуками. Эти возможности делают компьютер новым мощным инструментом для творчества как композиторов, так и исполнителей.

Кроме собственных возможностей по созданию звуков компьютеры могут управлять подключенными к ним специальными музыкальными инструментами. В совокупности с соответствующим программным обеспечением эти инструменты позволяют компьютерам воспроизводить любые музыкальные звуки, а также специальные звуковые эффекты.

Заключение

Таким образом, компьютеризация стала не просто фактом научно-технического прогресса. Она властно вторглась в социальную жизнь общества, затронула его самые глубинные пласты: быт, досуг, образование. Будучи одним из наиболее выдающихся достижений современного этапа научно-технического прогресса, компьютерная технология рассматривается как катализатор скачкообразного роста производительности труда во всех сферах общественного производства. Она является усилителем интеллектуальной мощи общества, проявляющееся в ускорении темпов развития науки и техники, литературы и искусства, фактор ускорения процессов производства и распространения знаний и перехода к новым технологиям XXI века, основаны на «обработке знаний» и в этом могло бы и должно было проявиться могущество компьютера!

Также в заключении хотелось бы подвести итог сказанному выше, сделать выводы. Как уже отмечалось, компьютеры стали неотъемлемой частью нашей жизни и трудно представить себе, как бы люди обходились без них в некоторых отраслях своей деятельности, например, в управлении искусственными спутниками Земли или томографии. Значение этих машин переоценить практически невозможно, чего стоит одно только оперирование, производящееся медицинскими светилами на расстоянии при помощи специальных роботов. Но нужно помнить о том, что без первоначального участия человека, деятельности программистов, ЭВМ не умели вообще ничего. Именно поэтому, на мой взгляд, ошибочно приписывать все достижения лишь компьютерам.

Безусловно, нельзя говорить только о положительном влиянии ЭВМ на жизнь человека, ведь всеобщая компьютеризация и негативно отразилась на ней. Да, компьютеры существенно ускорили процессы, требующие повторения монотонных операций; да, они улучшили качество образования и расширили пути его получения, позволили людям с ограниченными возможностями почувствовать себя полноценными членами общества. Да, творческие способности человека широко открылись и приобрели некоторые другие направления, связанные с использованием компьютеров. Но есть и обратная сторона медали: во-первых, люди сегодня теряют связь друг с другом, для некоторых виртуальный мир заменил реальный и нормальное человеческое общение, гораздо более искреннее по своей сути, стало неприемлемым. Во-вторых, появилось множество умных компьютерных воров, хакеров, что заставляет создавать усиленные средства безопасности, чтобы избежать финансовых потерь и утечки информации. В-третьих, как бы ни была надежна техника, она все же остается техникой, которой свойственно ломаться, что грозит разного рода потерями и возможностью лишиться контроля над системой.

И я думаю, что, оценив все положительные и отрицательные черты компьютеризации, нам, поколению ХХI века, необходимо выработать новую концепцию в создании и внедрении программных продуктов и информационных систем, в которой учесть все: социальные, экономические, политические – факторы, чтобы людям будущего было чем гордиться, а не над чем ломать голову, исправляя наши ошибки.

Список литературы

1. Аглицкий Д.С. и др. Компьютеры в офисе и дома: Инфра- И-Н, 1997

2. Алексеев В.Е., Петров А.В. и др. Вычислительные технологии в инженерных и экономических расчетах. – М.: Высшая школа, 1990

3. Журавлев А.Н., Павлюк К.М. Язык и компьютеры. – М.: Просвещение,1989

4. Зуев С.Т., Растригин Л.А. Вычислительные машины, системы, сети…- М.: Наука,1982

5. Каныгин Ю.П., Зотов Б.К. Что такое информатика? – М.: Наука,1989

6. Клейман Г.Н. Школы будущего: компьютеры в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1987

7. Косневский П.Р. Школы будущего: занимательная математика и ПК/ Перевод с английского. – М.: Мир,1987

8. Кочетов Г.П. Могущество и бессилие компьютера. - М.: Просвещение, 1987

9. Кушнаренко И.С. Основы информатики и вычислительной техники. – М.: Наука, 1991

10. Ляпиков В.С., Саруханов М.П. Чего не может ЭВМ. – М.: Машиностроение, 1989

11. Мичи Д., Джонатон Р. Компьютер – Творец. – М.: Просвещение/перевод с англ., 1999

12. Наумов Б.Н. Информатика. Компьютерная грамотность. – М.: Наука, 1988

13. Перегудов М.А. Халамайзер А.П. Бок о бок с компьютером. – М.: Мир, 1987

Новые информационные технологии, появившиеся относительно недавно и бурно развивающиеся на протяжении последних 20 лет, достаточно плотно вошли в нашу жизнь.

Трудно представить современного человека без мобильной связи, навыков использования компьютера и интернета. Мы живем в 21 веке – веке скоростной передачи информации. Сейчас ценится: скорость передачи и получения новой информации,

Умение быстрого анализа, переработка полученного материала.

Одним из основных критериев оценки профессионализма педагога является владение современными образовательными технологиями, включающими в себя не только использование компьютера, но и различных средств техники и связи.

На современном этапе в связи со стратегией модернизации образования основными моментами современной школы являются качество, эффективность и доступность.

Модернизация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Данные факторы прежде всего зависят от педагога и его профессионализма. В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения , построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования. Таким образом, можно выделить следующие требования к школе будущего:

Школа должна развить творческий потенциал каждого ученика, т.е. осуществлять личностный подход в процессе обучения.

Школа должна научить ученика учиться. Научить работать с информацией.

И учителя и ученики должны овладеть информационными и телекоммуникационными технологиями.

Следовательно, необходимо перестраивать традиционный урок, ориентируясь на требования к образованию современного общества и человека.

Информационная технология- совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенная технологическим процессом и обеспечивающая сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности.

Процесс обработки данных в ЭИС невозможен без использования технических средств , которые включают компьютер, устройства ввода-вывода, оргтехнику, линии связи, оборудование сетей .

Компьютерные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерные средства обучения - называются интерактивными, они обладают способностью: "откликаться" на действия ученика и учителя,

"вступать" с ними в диалог.

Компьютер можно использовать на всех этапах урока. При этом на различных этапах урока он выполняет различные функции:

Учителя,

Рабочего инструмента,

Объекта обучения,

Сотрудничающего коллектива,

Досуговой (игровой) среды

Компьютерный урок –
любой урок с применением компьютера как обучающего средства.

Интенсивность использования компьютера:

0% времени урока – обыкновенный урок,

Частичное использование – компьютерный урок,

100% времени урока – по существу, урока нет, есть компьютерное обучение.

Внедрение в процесс обучения школьников информационных технологий обеспечивает

Доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения,

Придает ему логический и поисковый характер,

Решает проблемы поиска путей и средств

Информационные технологии способствуют:

  • активизации познавательного интереса учащихся,
  • развития их творческих способностей,
  • стимуляции умственной деятельности,
  • стимуляции самостоятельности,
  • организации индивидуального обучения,
  • удовлетворение образовательных потребностей.

Применение ИКТ- технологий на уроке необходимо - это требование времени, которое разнообразит урок, позволяет увеличить его плотность, активизировать работу учащихся.

Типы компьютерных технологий:

Технология компьютерной демонстрации - учебная информация об изучаемом объекте.

Технология компьютерного моделирования – совокупность приемов, методов, способов обработки, информационного обмена, транспортировки, транслирования информации, представленной в любом виде (символьная, текстовая, графическая, аудио- видеоинформация) с использованием современных средств связи, обеспечивающих информационное взаимодействие пользователей. Моделирование - представление различных характеристик поведения физической или абстрактной системы с помощью другой системы.

Математическое моделирование - метод исследования процессов и явлений на их математических моделях.

Технология использования программированных учебных сред . Это взаимодействие пользователя с программной системой, характеризующееся реализацией более развитых средств ведения диалога. При этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы с ним. Интерактивный режим взаимодействия пользователя с программной системой характерен тем, что каждый его запрос вызывает ответное действие от системы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя. Работа в мобильном компьютерном классе. На каждом компьютере установлена программа-тренажер . Например: Учащиеся индивидуально решают орфографические задачи на разные правила.

Незаменима на уроках закрепления и контроля технология компьютерного тестирования. В сети появилось огромное количество электронных образовательных ресурсов, которые представляют собой разветвленную систему онлайн-тестирований по каждой изучаемой теме. Данная ИКТ-технология является отличным средством для реализации технологии разноуровневого обучения. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. Слабым учащимся можно предложить традиционную контрольную работу. Материал в ней представлен менее объемный, структурированный, единообразный. Сильные ученики могут сориентироваться в разноуровневых тестах, выполнить за урок несколько видов работы, получить несколько отметок. Конечно, подобные уроки требуют дополнительного технического оснащения.

Технология проектного обучения уже давно заняла свое место в системе преподавания многих учителей и не является новой. Тем не менее преимущества ее очевидны: работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Я тоже использую проектные технологии, но обязательно с поддержкой ИКТ. Выходным продуктом любого такого проекта должен быть цифровой образовательный ресурс, который можно потом использовать любому участнику образовательного процесса.

Формы организации электронного обучения:

  • Информационно-обучающие программы
  • Готовые электронные пособия
  • Презентации
  • Энциклопедии на компакт-дисках
  • Компьютерные учебники
  • Интернет

Информационно-обучающие программы. В настоящее время в России сформирован рынок специальных программ, созданных для использования в качестве средства обучения (дидактического инструмента) на уроках по различным предметам. На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенных на ПК, CD или в Интернете. К ним относятся:

Программы - библиотеки (сборники различных текстов), снабженные поисковыми системами. Они также являются электронной версией бумажных изданий.

Программы-репетиторы - ориентированные на заключительный этап обучения (пример: на интенсивную подготовку к экзамену).

Задачники - программы , позволяющие организовать процесс приобретения новых знаний в увлекательной форме. По форме эти программы напоминают игры, но по сути содержат в себе серьезные учебные задачи.

Учебные справочники.

Обучающие программы .

Презентации

  • Повышают интерес к уроку;
  • Можно использовать в течение всего урока или фрагментарно;
  • Компактный материал урока;
  • Экономия времени:
  • тесты, самостоятельные работы, обобщение и систематизация знаний;
  • Различные программы
  • построений, видеофрагменты и анимации.

Подготовка презентаций - творческий процесс, часто совместная деятельность учителя и ученика. Презентации эффективно используются на различных этапах урока и во внеурочной деятельности, что позволяет быстрее и глубже воспринимать изучаемый материал. При подготовке презентации ученик проводит огромную исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, проявляет творческий подход к изучаемому предмету. В процессе демонстрации презентации приобретает опыт публичных выступлений, может выступить в роли учителя. Как правило, на подготовку одной презентации с применением отрывков из мультимедийных энциклопедий, средств графики и анимации, аудиосредств уходит около трех часов времени.

Энциклопедии на компакт-дисках.

В этих дисках не только иллюстрации, видеосюжеты, а также тексты, которые уже адаптированы для детского восприятия

Компьютерные учебники

  • Учебники, задачники, справочники, энциклопедии;
  • Различные программы построений;
  • Видеофрагменты и анимации экспериментов и опытов;
  • Виртуальные лабораторные, практические работы;
  • Тесты, самостоятельные работы;
  • Обобщение и систематизация материала к подготовке к аттестации

Электронная интерактивная доска - современное цифровое устройство

Всю информацию, а также все программы, разработки уроков, звуки, видео и т.д. можно найти во всемирной сети Интернет. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, приобретаются навыки: целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении. Огромнейшие возможности для пользователей представляет Интернет , всемирная сеть которого включает электронную почту, дает доступ к графическому и мультимедийному содержанию Web. В понятие мультимедиа входит много компактная информационная среда, совокупность которой составляет текстовая информация (тексты, числовые данные), аудиоряд (речь, музыка, звуковые эффекты), видеоряд (анимация, видео, графические изображения). Здесь же имеются поисковые системы, каналы для переговоров и дискуссий в режиме реального времени, игры, новости. Не выходя из дома и не посещая библиотек, можно найти самую свежую информацию, поскольку в Интернете имеется огромное количество платных и бесплатных баз данных и самых различных знаний. При помощи Интернета можно получить доступ ко многим заочным курсам, принять участие в дискуссиях, найти сведения практически о любом виде деятельности человека. Из имеющейся базы данных учитель может подобрать к различным типам и формам уроков текстовое содержание, документы, различные виды наглядности, рекомендации по их использованию в учебном процессе. Здесь имеются разработки уроков, познавательные задачи, игры, слайд-фильмы

Старшеклассники не только используют содержащуюся в Интернете информацию, но и читают публикации новых данных в режиме реального времени. Они становятся активными пользователями компьютерной техники: конструируют модели концепций, оценивают свою подготовленность и качество работы. В процессе выполнения задания ученик может видоизменить текст, полученный из Сети, подобрать иллюстрации и выдвинуть свои аргументы, выстраивая логику доказательства.

При помощи Интернет возможна дистанционная форма представления элективных курсов, организация сетевых факультативных занятий. Старшеклассники изучают историю на основе дистанционного мультимедийного учебно-методического комплекса - компьютера "История Отечества.1882-1917 гг.". Электронная почта позволяет проводить консультирование учащихся и редактирование их материалов, давать ответы в рамках форума. В свою очередь ученики принимают участие в дистанционных конкурсах команд и олимпиадах, создают новый продукт совместно с другими командами.

У учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы. Использование ИКТ даёт возможность проведения интегрированных уроков, например, истории и МХК.

Применяя информационные технологии учитель не должен забывать о технике безопасности при работе с компьютером.

Положительные стороны ИКТ:

  • Учебный материал содержится в объеме превышающем возможности традиционных видов учебной литературы;
  • Возможность организации индивидуальной работы, используется технология уровневой дифференциации, использование дополнительных мотивационных рычагов;
  • Содержится большой иллюстративный материал;
  • Способствует более углубленному изучению предмета;
  • повышение уровня активности обучаемого, развитие способности альтернативного мышления, формирование умения разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач;
  • приобретение умения познавать закономерности предметных областей и окружающей среды интеграционно, о всей взаимосвязи и зависимости;
  • возможность прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними о всей взаимосвязи и зависимости;

Отрицательные стороны ИКТ:

  • сведение к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение учителей и школьников, учащихся между собой, предлагая им общение в виде «диалога с компьютером»
  • отвлечение внимания школьника в процессе обучения в связи с колоссальными объемами информации;
  • снижение эффективности обучения и воспитания школьников вследствие использование информационных ресурсов,
  • формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности и т.п.;
  • негативное влияние чрезмерного и неоправданного использования средств информатизации на здоровье всех участников образовательного процесса.

Профессиональный учитель – это человек, готовый к самостоятельному освоению различных программных средств и ресурсов; умеющий создавать свои образовательные ресурсы и проекты, охотно распространяющий свой педагогический опыт.

Литература

Организация инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе. - СПб.: Издат. «Анатолия», 2003. Молоков Ю. Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2002. - № 2.

Шаповал И.О. Использование информационных технологий в работе учителя начальных классов


«ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ»

Учитель информатики и ИКТ

МКОУ «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области

Распопова Светлана Владимировна

Образование – одно из приоритетных направлений в государстве, которое эффективно модернизируется в настоящее время, вводится новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, в котором школьной дисциплине «Информатика» отводится первостепенная роль. Не случайно одной из четырех междисциплинарных учебных программ является программа «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».

В этой связи надо отметить, что нам, учителям информатики, отводится особая роль. Ведь мы знакомим обучающихся с персональным компьютером не только как с устройством и обучаем работе с ним, но и формируем навыки применения его как инструмента для обучения по всем школьным дисциплинам. Овладение техническими устройствами и работа с ними на всех школьных предметах фактически является фундаментом стандартов второго поколения, а это означает, что происходит информатизация всех сторон школьной жизни.

В процессе преподавания предмета информатика и ИКТ в школе, я отметила, что обучающиеся при изучении различных тем затрудняются самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, моделировать информационные процессы и применять полученные знания на практике. У них не получается должным образом анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать ее и представлять перед аудиторией, то есть не сформированы должным образом информационные и коммуникативные компетентности. Я поставила перед собой цель найти способ, формы и средства для решения данной проблемы.

За годы работы у меня сложилось стойкое убеждение, что задачей школы является создание такой атмосферы, которая бы способствовала умственному, эмоциональному и физическому развитию личности. В таких условиях легче найти в каждом ребенке искорку и развить его таланты, сделать его успешным человеком независимо от полученных отметок и в конечном итоге подготовить выпускников, готовых органично вписаться в современный динамично меняющийся мир.

В процессе решения этой проблемы я в первую очередь использую работу над рефератами, различного рода творческими заданиями и проектами, которая зарекомендовала себя более эффективной. У обучающихся повышается познавательный интерес, они с большей усидчивостью относятся к учебному материалу, быстрее усваивают сложные темы, овладевают навыками: планировать свою деятельность, качественно работать с информацией, самостоятельно принимать решения, проводить рефлексию и предъявлять результаты своего труда перед аудиторией.

В поисках педагогической технологии, которая бы удовлетворяла потребностям ребенка, я остановилась на проектной деятельности. Метод проектов эффективен при малом количестве техники в классах сельской школы, очень насыщенным содержанием предмета, а также большой загруженностью детей по другим предметам. Этот метод позволяет ребенку самому решать ту или иную проблему, много самостоятельной работы, что является следствием самых прочных знаний, кроме этого привлекает знания из других школьных дисциплин. Я вижу интерес детей к занятиям, так как они видят результаты своего труда.

Внедрение метода проектов в уроки проходило в течение нескольких лет в 3 этапа: подготовительный, практический и обобщающий, причем второй этап реализовывался за два года. Все начиналось с мини-проектов.

В 5-7 классах я предлагаю детям творческие задания по различным темам информатики, такие как составление ребусов, кроссвордов, небольших по объему презентаций «Мое хобби», «Моя школа» и другие. Причем эти проекты решаются с помощью компьютерных технологий, а средством этого у ребят формируются информационно-коммуникативные компетентности: умение использовать различные компьютерные программы: графический редактор Paint, текстовые редакторы Блокнот и WordPad, средства создания презентаций в среде MS PowerPoint. В своей работе я не использую полностью практические задания по учебно-методическому комплекту Босовой Л.С., а стараюсь предложить обучающимся выполнять творческие проекты.

В 8-9 классах предлагаю ребятам проекты более сложные по своему исполнению. Например, создать и оформить сборник задач на тему «Измерение информации», творческие проекты «Предыстория и история развития ЭВМ», «Информационный бюллетень», творческий проект «Логотип». В 9 классе при изучении тем, связанных с Web-дизайном, я предлагаю ребятам создание страничек для школьного сайта , создание программ в системе программирования TurboPascal и другие. А для обучающихся 10-11 классов работа над проектами еще больше усложняется. Ребята подготавливают электронные тесты по различным темам информатики для того, чтобы ими можно было воспользоваться и обучающимся младшего возраста; создают проекты-стенды, школьную стенгазету, выполняют презентации с использованием видео сюжетов и звукового сопровождения, используют Flesh-технологии для создания анимации и многое другое.

Проектной деятельностью мы занимаемся не только на уроках информатики, но и во внеурочное время на занятиях творческого объединения «Вышивка крестиком + ПК». Несмотря на то, что вышивка крестом один из древнейших видов рукоделия, это ремесло нашло своих поклонников и среди обучающихся нашей школы.

Для создания схем вышивки используется материал краеведческого характера, который обрабатывается в специальных компьютерных программах, а также задействована вся компьютерная техника кабинета информатики. Обучающиеся общаются не только между собой, проводя время на занятиях в кружке, но и с пользователями сети Интернет, обмениваются опытом с участниками процесса вышивки крестом, приобретают схемы для вышивания, пользуются советами, данными профессионалами; подписываются на рассылку материалов, чтобы быть в курсе всех изменений в мире вышивки; посещают виртуальные тематические выставки.

По результатам работы с применением проектного метода обучения могу сделать следующий вывод: при применении данного метода достигаются высокие результаты обучения школьников, особенно в области информационной и коммуникативной компетентностей. Значительно повышается интерес обучающихся к предмету, хорошо просматриваются межпредметные связи. Дети с удовольствием выполняют учебные проекты и участвуют в различного рода конференциях и выставках.

Решая проблему, обучающиеся учатся думать, а это самое важное. Ведь современный человек должен быть не только эрудированным, сколько гибким, умеющим отбирать, перерабатывать и выстраивать информацию в системе знаний, адекватно конкретной ситуации. Использование проектного метода обучения служит достижению основной цели – формированию информационно-коммуникативной компетентности, призванной помочь выпускнику стать не только компетентным специалистом, профессионалом, но и личностью, способной адаптироваться в различных жизненных ситуациях. Инновационные методы обучения прочно входят в жизнь школы, поэтому работа в данном направлении продолжается и совершенствуется.

Литература:

1. Скрипкина Ю. В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября.

2. Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58


Научные журналы – периодические издания, являющиеся одним из самых ценных и основных источников информации в научных кругах. Такие издания, как правило, в большинстве своем являются рецензируемыми. Механизм проверки присылаемых в журнал на публикацию статей специалистами в близких к тематике работы областях позволяет избежать ошибок, недочетов и недостоверной информации.

Однако подобной проверки зачастую оказывается недостаточно, поэтому во многих странах научные журналы проходят через специальную аттестацию, проводимую государственными организациями. В России данным этапом проверки занимается Высшая аттестационная комиссия, которая проводит аттестацию научных журналов и составляет перечень российских рецензируемых изданий, в которых публикуются научные статьи, исследования, работы и диссертации соискателей ученых степеней, аспирантов, студентов и ученых.

На сегодняшний день многие научные журналы по разным областям наук выпускаются в малом тираже, что значительно усложняет работу научного сообщества. Несмотря на это, в перечень ВАК входят многие журналы по информатике, пользующиеся авторитетом, престижем и популярностью среди ученых, профессоров высших учебных заведений, аспирантов и студентов.

Ниже представлен список журналов, входящих в перечень, составленный Высшей аттестационной комиссией:

  1. «Информатика и ее применение». Научный журнал, выпускаемый Российской академией наук. Тематика издания охватывает разные направления, в том числе теоретические основы информатики, информационные системы и сети, информационные технологии, математические методы исследования сложных систем и процессов, программное обеспечение вычислительных сетей и комплексов;
  2. «Информационные технологии». Основной российский научно-технический журнал в области информационных технологий, применения информатики в разных приложениях и автоматизированных систем. Освещаются проблемы и тенденции развития основных направлений в сфере создания и использования информационных технологий в медицине, экономике, технике, образовании. Также публикуются статьи по теме архитектуры и программного обеспечения вычислительных сетей и комплексов;
  3. «Программные продукты и системы». Международный научный журнал, основной целью которого является обобщение и распространение методов, навыков и опыта разработки и использования программных средств и вычислительной техники. На страницах издания публикуются статьи не только отечественных, но и зарубежных ученых, даются ответы на практические и теоретические вопросы, размещаются результаты разных исследований;
  4. «Труды Института системного программирования РАН». Журнал с анонимной двойной системой рецензирования работ, размещающий научные статьи в разных областях системного программирования, вычислительной техники и технологий программирования. Основная цель журнала – создание в данных сферах научно-информационной среды посредством публикации информационных статей высокого качества в открытом доступе;
  5. «Безопасность информационных технологий». Выпускается с 1994 года четырежды в год. Международный журнал, публикуются статьи на русском и английском языках.

1. Новицкий Артём Олегович. Анализ потенциального влияния eSIM на рыночную конкуренцию на рынке мобильных операторов Есть рецензия .
Соавторы: Курегян Самвел Вазгенович, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Экономика и право» Белорусский Национальный Технический Университет
Статья посвящена анализу характеристик встроенных SIM-решений, их потенциальному влиянию на рыночную структуру на рынке мобильных операторов.

2. Олевский Виктор Аронович. Новая возможность создания искусственного интеллекта (ИИ) Есть рецензия .
В данной статье показана возможность создания ИИ, в части детерминированного принятия различного рода решений. Это осуществляется запатентованным в 2017 году «Модулем поиска блока информации по входным данным», патент №2652501.

3. Ивашко Кристина Сергеевна. МЕДИАТЕКСТ КАК СИСТЕМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ Есть рецензия .
Соавторы: Пигуз Валентина Николаевна, зав. отделом компьютерно-информационных технологий Государственное учреждение «Институт проблем искусственного интеллекта». Изосимова Снежана Александровна, ведущий специалист по информационным технологиям отдела КИТ Государственное учреждение «Институт проблем искусственного интеллекта»
В статье рассматривается вопрос представления текста в средствах массовой информации (СМИ), который реализуется через взаимосвязанные модели, функциональный цикл которых представляется сменой двух фаз: первичное восприятие, осмысление увиденного или услышанного, вторичное – обработка и освоение увиденного/услышанного. В частности, в статье сделана попытка раскрыть роль восприятия визуального текста как формы сообщения, которое несет в себе медиапродукт, и как формы познания, раскрывающей внутреннюю сущность предметов и явлений. Сложность и глубина подобного рода исследования заключается в том, чтобы представить медиатекст не только как систему представления информации, но и как систему, ориентированную на спецификацию восприятия информации, определить эффективность использования правильно подобранных слов в медиапотоке.

4. Зиновьев Василий Владимирович. Многомерные числа или Ноль - имеет значение, а Бесконечность- конечна! Деление на Ноль! Есть рецензия .
В статье описан принципиально новый метод представления чисел, с помощью которого возможно решить проблему потери данных при умножении на ноль и получения неопределённости при делении на ноль.

5. Ляшенко Софья Андреевна. QR-код как интерактивный инструмент маркетинга Есть рецензия .
Соавторы: Молдован Артём Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса СПБГЭУ
Простое и быстрое взаимодействие между потребителями и маркетологами благодаря мобильным технологиям привело к росту использования мобильных средств массовой информации в качестве инструмента интерактивного маркетинга в последние годы. Одна из таких технологий, которую можно использовать в интерактивном маркетинге для рекламы, – это QR-код (Quick Response Code). QR-коды, используемые в маркетинговых кампаниях, могут предоставлять ссылки на конкретные веб-сайты, на которых с помощью различных инструментов (например, вопросников или голосования) собирается информация о потребностях и желаниях клиентов. Цель этого базового исследования - проиллюстрировать вклад QR-кодов в реализацию преимуществ интерактивной рекламы.

6. Насонова Елизавета Владимировна. Уберизация как один из трендов развития цифровизации в логистике
Соавторы:
Цифровизация проникает во все сферы нашей жизни постоянно, и логистика не является исключением. Цифровизация повышает эффективность экономики и, поэтому компании внедряют тот или иной тренд цифровых технологий в производство своей продукции (работ, услуг). В данной работе было рассмотрено такое явление, как уберизация в логистической отрасли.

7. Клишина Екатерина Андреевна. Современное логистическое программное обеспечение
Соавторы: Ермаков Иван Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры логистики, Государственный университет управления
В данной статье обзорно представлены разработки и инновации, активно внедряемые в сферу логистики последние годы в рамках программного обеспечения, которые обеспечивают повышение эффективности функционирования систем на предприятиях и в компаниях.

8. Иванова София Алексеевна. Технические приемы контроля и использования современного программного обеспечения при реализации управленческих решений Есть рецензия . Статья опубликована в №76 (декабрь) 2019
Соавторы: Молдован А.А., кандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса, Санкт-Петербургский государственный экономический университет
В статье анализируются информационно-управленческие сервисы, которые могут применяться в организации для принятия управленческих решений. Рассматривается их роль в обеспечении прозрачности процессов, сокращении субъективных ошибок, перевода многих задач в электронное взаимодействие, сокращении сроков реализации управленческий решений.

9. Квитко Анастасия Павловна. Информационные технологии в реинжиниринге бизнес-процессов Есть рецензия .
Соавторы: Молдован Артем Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративных финансов и оценки бизнес СПбГЭУ
Сегодняшняя среда характеризуется повышением уровня конкуренции. Предприятия, желающие увеличить свою долю на рынке или получать прибыль, должны адаптироваться к изменениям в окружающей среде. Следовательно, многие изменения в бизнес-методах начинают появляться. Одним из них является реинжиниринг бизнес-процессов (BPR), определяемый как фундаментальное переосмысление и радикальная перестройка бизнес-процессов для существенного улучшения критических, современных показателей эффективности. Среди потенциальных возможностей BPR - информационные технологии (ИТ). ИТ позволяет добиться улучшений в BPR, хотя и не только сам по себе. Эта статья продемонстрирует важность ИТ в одной из самых выдающихся методологий. Предприятия могут упростить свои задачи, перепроектировать свою организацию, изменить способ работы и добиться впечатляющих улучшений, используя, помимо прочего, информационные технологии.

10. Бабаян Михаил Гарикович. Новые аппаратные платформы для исследования свободного объекта в квантовой системе Есть рецензия .
Соавторы: Рощина Евгения Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерский учет,донской государственный технический университет
За последние десятилетия для построения эталонов стали применять новые физические эффекты: квантовый эффект Джозефсона, квантовый эффект Холла, эффект Мейснера, эффект Мессбауэра и др. эффекты, важное значение в развитии эталонной измерительной техники, а также в будущем и рабочих средств измерений имеют квантовые эффекты Джозефсона и Холла. Рассмотрим три примера аффинных моноидов. Первое вытекает из теории информации и предоставляет естественную модель искажения изображения, а также многомерный аналог двоичного симметричного канала. Второй, из физики, описывает процесс телепортации квантовой информации с заданным запутанным состоянием. Третий - чисто математическая конструкция, свободный аффинный моноид над группой Клейна четыре. Докажем, что все три из этих объектов изоморфны.

11. Молчанова Оксана Евгеньевна. Социальные сети в обучении английскому языку. Дидактические свойства социальных сетей. Есть рецензия .
Соавторы: Брыксина Ираида Евгеньевна, кандидат наук, доцент, доцент кафедры лингвистики и гуманитарно-педагогического образования ФГБОУ ВО Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, педагогический институт
Данная статья рассматривает дидактические свойства социальных сетей и их применение в изучении английского языка.

12. Кириллова Яна Геннадиевна. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ КОНТРОЛЯ И АНАЛИЗА ДОРОЖНОГО ТРАФИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АЛГОРИТМА НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ Есть рецензия . Статья опубликована в №71 (июль) 2019
Соавторы: Финогеев А.А., кандидат технических наук, доцент кафедры САПР, Пензенский государственный университет
Разработка модели представления зависимости и влияния выделенных факторов и параметров дороги на потенциальное количество нарушений ПДД.

13. Григорьев Дмитрий Владимирович. Современные хостинг системы, для малого и среднего бизнеса Есть рецензия .
Соавторы: Пащенко Дмитрий Владимирович; профессор кафедры Вычислительные машины и системы, Пензенский государственный технологический университет
Статья представляет собой описание хостинга и его видов. Приводятся примеры тарифов и критерии выбора в различных условиях. А так же затронуты вопросы безопасности использования подобных систем.

14. Севостьянова Юлия Сергеевна. ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОНЛАЙН-КУРСА ПО КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ВЕБ-ТЕХНОЛОГИЙ Есть рецензия .
Соавторы: Шуклин Дмитрий Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник управления корпоративного обучения и профессионального развития, преподаватель факультета программной инженерии и компьютерной техники, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
В данной статье проанализированы существующие онлайн-курсы хореографической тематики. На основе сравнительного анализа выявлены наиболее востребованные методы обучения и предложена концепция проектирования онлайн-курса по хореографии.

15. Бажан Павел Владимирович. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ СОЗДАНИЯ ПАРАЛЛАКС-ЭФФЕКТА ПРИ ПОМОЩИ ВЕБ-БРАУЗЕРА Есть рецензия . Статья опубликована в №70 (июнь) 2019
Соавторы: Государев И.Б., кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
В данной статье проанализированы способы создания параллакс-эффекта, принципы и алгоритмы создания эффектов, базовые инструменты для анимации элементов веб-страницы, исследованы возможности интерактивного взаимодействия пользователя и веб-страницы.

16. Попова Алина Павловна. Большие данные и машинное обучение Есть рецензия . Статья опубликована в №69 (май) 2019
Соавторы: Магомедов Рамазан Магомедович, доцент департамента анализа данных, принятия решений и финансовых технологий Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Статья посвящена изучению Больших данных и их особенностей, актуальности применения и значение для нашей повседневной жизни. Особое внимание уделяется способам обработки такого вида данных, в частности, рассматривается машинное обучение как наиболее эффективный. На конкретных примерах показано то, как работают методы машинного обучения.

17. Джабраилов Сулейман Исраилович. Методы оценки экономической эффективности использования информационных технологий в финансовой деятельности предприятий Есть рецензия . Статья опубликована в №70 (июнь) 2019
Соавторы: Дадаева Барият Шарапутдиновна, кандидат экономических наук, доцент, Дагестанский Государственный Университет
Статья о методах оценки эффективности ИТ. Экономическая эффективность внедрения ИТ - это соотношение прибыли и общих затрат предприятия. Цель статьи состоит в изучении методов экономической эффективности внедрения ИТ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: дать понятие экономической эффективности ИТ, изучить основные методы оценки экономической эффективности ИТ. Научная новизна - разработаны рекомендации по повышению эффективности деятельности, включающие сбалансированную систему показателей с учетом финансовых показателей. MRP, MRPII и ERP сосредоточены на внутренней организации предприятия, а CSRP системы содержат полный цикл бизнес-технологий от проектирования будущего изделия, с учетом требований заказчика к гарантийному, сервисному обслуживанию и техническому обслуживанию. Основные этапы оценки эффективности ИТ внедрение и применение на предприятии могут быть обобщены в 3 этапа: подготовка, анализ и оценка выбора технологии; внедрение – анализ

18. Акимова Елена Владимировна. ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ Статья опубликована в №69 (май) 2019
Соавторы: Лебедева Н. В., студентка 1 курса Санкт-Петербургского горного университета
В статье выявлены преимущества и недостатки применения электронной подписи и сделан следующий вывод о том, что применение ЭП является эффективным способом подписания документов при внедряющемся во многие сферы электронном документообороте.

19. Князькова Анна Владимировна. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕШАЮЩИХ ПОЛЕЙ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДАННЫХ Статья опубликована в №69 (май) 2019
Соавторы: Страбыкин Д.А., доктор технических наук, профессор, Вятский государственный университет
Рассматриваются комбинаторно – логические задачи и проблемы их решения, связанные с большой размерностью. Предлагается комплексный подход к решению комбинаторно – логических задач за счет включения в состав вычислительных систем функционально-ориентированного аппаратного обеспечения, которое предназначено для выполнения трудно реализуемых средствами универсальных ЭВМ процедур прикладного математического обеспечения. Рассматриваются основные операции преобразования данных, такие, как сжатие данных, расширение, сплетение векторов и другие. Предлагается решение основной логической ячейки и структуры решающего поля.

20. Акимова Елена Владимировна. ИССЛЕДОВАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДА СОРТИРОВКИ РАСЧЕСКОЙ Статья опубликована в №68 (апрель) 2019
Соавторы: Ряскова К.А., студентка 1 курса Санкт-Петербургского горного университета
в статье рассмотрен метод сортировки расческой, ее классифицирование, анализ и исполнения программы, с использованием языка программирования Visual Basic. Описано выполнение и преимущества неустойчивой сортировки расческой, приведены примеры тестирования программы на различных данных.